admin / 23.10.2018

Что такое куртуазность

Женщина в куртуазной традиции

Женщина в куртуазной традиции. Культ Прекрасной Дамы. Удивительное явление Средних веков — культ прекрасной Дамы, который был тесно связан с распространением культа Девы Марии. Это было совершенно светское изобретение. Считается, что его родина — юг Франции, — регион более древний и тонкой культуры, чем север. Он воспевает сладостное блаженство и эротическое томление. Прославление Дамы сердца распространяется при многих блестящих дворах Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанскойи Генриха II в Англии (XII века). Дамы сами способствовали распространению этого культа, они покровительствовали трубадурам и являлись главными вдохновителями и подлинными ценителями искусства куртуазной любви.

Вообще рыцарская любовь была таким же количеством церемоний, что и само феодальное сообщество. Если дама принимала любовь рыцаря, то её согласие было обставлено целым рядом церемоний, напоминающих обряд принесения вассальской клятвы. Рыцарь становился на колени и вкладывал сложенные ладони в руки своей возлюбленной, а затем в присутствии свидетелей клялся до гроба служить ей и защищать её от врагов. Принимая его клятву, дама обещала верное его любить, надевала кольцо ему на палец, целовала его и разрешала ему подняться с колен. Существовали даже специальные суды, которые разбирали дела, касающиеся любовных отношений. Судьями в них были женщины. Даже учёные мужи и студенты университетов гордились своим знанием тонкостей любви и восхваляли своих избранниц в своих стихах. Возьми эту розу, моя дорогая. Благородная возвышенная любовь — монополия рыцарства. Только женщина из «сеньориального» класса обладала привилегией возбуждать это чувство, но никак не простолюдинка.

Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить». И то и другое должно совершаться абсолютно бескорыстно. Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюблённый приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Культ любви включает отдельные ступени посвящения, а его центральным пунктом становятся испытания. Рыцарь служи во имя идеи, а Дама — только повод для выражения чувств и демонстрации доблести. Интересно, что вознаграждение влюблённого как бы и не предполагается в этой игре; во всяком случае, не является основной целью. Таким образом, характер этих отношений платонический. В доказательство этого стоит отметить, что культ Дамы процветал при дворах крупных сеньоров. Как правило, объектом поклонения избиралась хозяйка замка. Для вассалов своего мужа, странствующих менестрелей, происходивших из семей бедных и малоземельных рыцарей, она оставалась недосягаемой. Они прославляли зрелую замужнюю женщину, не рассчитывая на взаимность.

КУРТУАЗНОСТЬ

КУРТУА́ЗНОСТЬ (куртуазия) (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином; оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в кон. 11 в. в поэзии трубадуров (см. ТРУБАДУРЫ) при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса.
Истоки
Важнейшее воздействие на сложение идеала куртуазной любви оказал римский поэт Овидий (см. ОВИДИЙ) (1 в.), поэтический «трактат» которого — «Искусство любви» — стал своеобразной энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму: он дрожит от любви, не спит, он бледен, может умереть от неразделенности своего чувства. Представления о подобной модели поведения усложнились засчет христианских представлений о культе Девы Марии — в этом случая Прекрасная Дама, которой служил рыцарь, становилась образом его духовной любви. Значительным было также воздействие арабской мистической философии, разрабатывавшей концепцию платонического чувства.
При дворе Прекрасной Дамы
Куртуазная любовь не была явлением исключительно литературным, а представляла собой комплекс многих факторов — социальных, религиозных, эротических, философских. Нередко высказывается мысль о революционном влиянии куртуазии, повлекшем за собой смягчение нравов и сложение кодекса рыцарской чести, на Европу. Свой расцвет куртуазная культура пережила при дворе Алиеноры Аквитанской, супруги французского короля Людовика VII (см. ЛЮДОВИК VIII), а затем короля Англии Генриха II (см. ГЕНРИХ II Плантагенет (английский король)), покровительницы Бернарта де Вентадорна и других поэтов, прославлявших куртуазную любовь. Дочь Алиеноры графиня Мария Шампанская вдохновила Кретьена де Труа (см. КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА) (ок. 1130 – ок.91) на написание куртуазного романа «Ланцелот, или Рыцарь телеги», герой которого безусловно подчинен своей госпоже. Вскоре доктрина куртуазности вскоре была «кодифицирована» в трех книгах Андре ле Шапелена .
«Роман о Розе»
В 13 в. крупнейшим произведением куртуазной культуры стала поэма «Роман о Розе (см. РОМАН О РОЗЕ)», написанная ок. 1230 рыцарем Гильомом де Лорисом (ок. 1210–1240) и представляющая собой куртуазно-любовную аллегорию, своего рода «словарь символов» любви. Продолжив тему, начатую Овидием, Гильом де Лорис обыгрывает малейшие оттенки любовного чувства. Цель автора — воплощение возвышенного идеала куртуазной любви, переживания его героя — возвышенны и утонченны, описания природы и чувств — в высшей степени поэтичны.
Юный герой романа находит чудесный сад, за стенами которого ведут хоровод прекрасные девы, водимые Весельем. Праздность впускает рыцаря в этот сад Наслаждений, где в Источнике Любви, у которого погребен Нарцисс, он видит отражение Розы. Его тотчас поражает стрелой Амур — отныне влюбленный обречен Розе — и, обратив его в вассала, поучает как добиться желанной цели. Приветливость, Дружба, Жалость, Искренность помогают герою, Злоязычие, Страх, Стыд и другие охраняют от него Розу. Юному рыцарю удается добиться от Розы поцелуя, но Злоязычие пускает об этом слух, и Ревность воздвигает вокруг Розы башню, в которой запирает и Приветливость. Жалобой Влюбленного заканчивается часть, написанная Гильомом де Лорисом.
Сюжетную линию, оборванную Гильомом, через 40 лет после его смерти закончил ученый горожанин Жан де Мен (Жаном Клопинель, или Шопинель, из Мена; ок. 1240 – 1305 гг.). Теперь в романе появляются новые действующие лица: Лицемерие, Природа, Радость, которые поучают влюбленного на его пути к Розе. Лицемерие душит Злоязычие, Щедрость и Вежество стараются освободить Приветливость, которую Стыд и Страх вновь заключили в башне. Перед башней разыгрывается бой, и одержать победу влюбленному помогает Природа. Он срывает Розу и просыпается.
Куртуазные мотивы в культуре народов Западной Европы
Концепция куртуазной любви и куртуазная культура широко распространилась в Европе. Произведение немецкого миннезингера (см. МИННЕЗИНГЕРЫ) Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» — свидетельство этого влияния. В Англии самым значительным памятником куртуазии стала «Аллегория Любви» Льюиса. В Италии куртуазия распространилась в 12 в., и в 13–14 вв. получила свое наивысшее воплощение в поэзии «нового сладостного стиля (см. ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО)», в поэтических вставках в «Новой жизни» Данте (см. ДАНТЕ Алигьери), в сонетах Франческо Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) к Лауре. В «Божественной комедии» Прекрасная Дама Данте — Беатриче — становится не только его платонической возлюбленной, но и духовным провожатым поэта к таинствам Рая.
Влияние куртуазного идеала изысканного поведения и манер, рыцарственного служения Даме, особого рода хрупкой и тонкой мужской и женской красоты отразилось в готической живописи и миниатюре 12–13 вв., искусстве поздней готики 14–15 вв.; хранителем «куртуазности» в 15 в. был двор герцогов Бургундии (см. БУРГУНДИЯ (историческая область)). Отголоски куртуазии — в моде на галантность 18 века, поэзии и искусстве европейского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) кон. 18–1-й четв. 19 вв.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*