admin / 30.04.2019

Как научиться слышать

Как научиться слушать другого человека

Умение слушать по-настоящему — одно из самых трудных, это — наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение

слушать притупляется в нас все сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:

♦способность понимать слышимое;

♦способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Есть два типа слушания:

1)»вежливое» (пассивное);

2)критическое (активное).

Пассивное слушание

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

«Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

«Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

«Как же не говорила — а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят -в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей. Это естественно — ведь в критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности! Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек,

но и понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша голова начнет «гудеть» от напряжения!

Что нам мешает слушать критически?

Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них -вульгарная лень: нам просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это искусство!

В таком случае нужно прежде всего открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать — признак хорошей воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?

♦Расхождение во взглядах: ваша точка зрения в корне отличается от высказываемой

другим человеком, и вы с ним категорически не согласны.

♦Сильные эмоции: тема разговора волнует вас настолько сильно, что это мешает вам слушать; к этой же категории препятствий относятся и предубеждения.

♦Физическая усталость или дискомфорт, возможно вы утомлены или голодны; страдаете от жары или холода; находитесь в стрессовом состоянии, нервничаете или испытываете недомогание.

♦Желание говорить: вам нравится все время говорить самому и быть центром внимания; вы наслаждаетесь звучанием своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.

♦Отсутствие концентрации внимания и рассеянность:

возможно, вам не дает сосредоточиться шум, вы мысленно планируете предстоящие вам дела или из-за чего-то (кого-то) переживаете.

♦Отношение к собеседнику: вам может быть неприятен человек, с которым вы разговариваете; он может казаться вам чересчур скучным или слишком самоуверенным.

Как можно улучшить умение слушать?

Вот несколько полезных советов:

♦старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;

♦отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

♦гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

♦осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;

♦не перебивайте;

♦постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

♦оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

♦избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;

♦обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;

♦постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;

♦вставляйте ответные реплики — в особенности по телефону, например: «да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.

Упражнения для совершенствования умения слушать

1.Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки. Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.

2.Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза перед вашими словами придаст им большую значительность.

3.Как можно больше слушайте радио — но не музыку, а программы. Прослушав передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили.? Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?

Как тебя понять или почему мы не слышим друг друга

На самом деле проблема непонимания очень непростая. Даже, казалось бы, самые обычные слова не всегда точно передают то, что мы хотим сказать. К тому же в коммуникациях очень важны тон, интонация, мимика, а они не всегда соответствуют сказанному. Рявкните «принеси воды» или скажите это тихо и мягко — совсем не одно и то же верно? А ведь многие конфликты возникают как раз из-за таких пустяков.

Читайте нас в Telegram

Проблема в коммуникации — это не всегда проблема одного. Кто-то плохо формулирует мысли, кому-то не хватает словарного запаса, а кому-то просто лень объяснить что-либо внятно. К тому же всегда остается вопрос компетентности, разговор специалиста и «чайника» это чаще бессмысленная трата времени. Кроме того, по наблюдениям психологов чаще всего проблемы с пониманием друг друга возникают между представителями разных социальных групп, например, начальник +подчиненный, пенсионер + тинейджер, житель мегаполиса + представитель глубинки.

Так если все так сложно, как же понять другого человека? Для этого нужно развивать в себе умение правильно слушать и слышать собеседника. Это не сложно и позволит извлекать максимум полезной информации из любого диалога.

Читайте также: 5 советов, которые помогут найти общий язык с кем угодно

Как понять другого человека: приемы психологов

Если вы хотите лучше понять другого, нужно попытаться как можно больше общаться, без этого никак. Чтобы общение было максимально эффективным нужно расположить к себе, а сделать это на самом деле очень просто. Люди, увы, эгоистичны и больше всего любят говорить о себе и о своих проблемах. То, чему учил нас Дейл Карнеги работает, хотя он всего лишь оформил простую истину «всем нужно внимание». Попробуйте использовать в беседе такие приемы.

Дословное повторение

Отдельную фразу или несколько слов нужно повторить дословно, можно подключить эмоцию, которая уместна. Например, «Скидка 20% каждому покупателю? Серьезно? Отлично!» или «Говоришь „в Египет больше ни ногой“ ну и правильно». Главное повторить дословно — это лучшее подтверждение того, что вы внимательно слушаете и даже сопереживаете. Обычно после такого повтора собеседник подтверждает сказанное, еще и добавляя некоторые подробности, которые сразу умолчал.

Перефразирование

Прием схож с первым, но нужно повторить тезис своими словами. Например, «Я правильно понимаю…», «Ты хочешь сказать, что…». Так можно убедиться, что вы все поняли верно и утвердить сказанное. Это особенно хорошо работает, когда собеседник юлит и не договаривает, «отзеркаливая» его речь вы демонстрируете неубедительность его аргументов и заставляете давать больше информации.

Резюмирование

Выделение главной мысли в речи собеседника, а также возможность плавно подвести беседу к завершению. Это особенно уместно при общении с многословными людьми или если разговор пошел по второму кругу. Главное не начинать со слов «Короче» или «В общем», лучше сказать «Окей, я все понял: идем туда-то, делаем то и это…», «Вот и договорились, значит я…». Штирлиц не зря говорил, что запоминается последняя фраза, поэтому резюмируя мы закрепляем и проговариваем то, что нам нужно было извлечь из беседы.

Такие приемы помогают вынести максимум полезной информации, «разговорить» собеседника. И работают они не только в деловом общении, но и с самыми близкими людьми. Ведь как понять другого человека, не научившись его правильно слушать? Попробуйте, и ваше общение станет более продуктивным.

Читайте также: Слова и фразы, которые помогут в решении конфликтов на работе

Невербальное взаимодействие: читаем скрытые знаки

Еще до того, как появились слова и речь первобытные люди общались жестами и мимикой. Сейчас передача информации упростилась, но привычка подтверждать/опровергать сказанное невербально, а также высказывать таким образом свое отношение к происходящему осталась. Именно поза, движения, непроизвольные жесты передают нам истинный смысл. Итак, на что нужно обращать внимание:

  • Отрывистые фразы, блуждающий взгляд, хаотичные или навязчивые движения (постукивания пальцами, подергивание ногой). В целом это означает «не до тебя». Собеседник или расстроен, или глубоко в своих мыслях. Идеально — оставить в покое, если и общаться, то минимум отрицания, максимум согласия.

  • Ходьба взад-вперед, длинные паузы. Вам или хотят сообщить что-то важное, но неприятное, или попросить, или соврать. В любом случае собеседник собирается с мыслями, выбирает формулировки. Если в процессе беседы он чаще оказывается к вам спиной — разговор ему очень неприятен. Снизьте градус напряжения, примите расслабленную позу, выражайте согласие кивком или улыбкой, но не перебивайте.

  • Опущенные плечи, откинутая назад голова, непроизвольная улыбка сигнализируют «все хорошо, мне с тобой приятно».

Читайте нас в Instagram

Если вы знаете, как понять другого человека считывая невербальные сигналы, ваше общение будет более эффективным. Однако не всегда эти знаки означают именно отношение к вам и предмету беседы. Некоторые люди в принципе необщительные и замкнутые, им тяжело пустить кого-либо в свое личное пространство, их позы и жесты всегда свидетельствуют о закрытости. И наоборот, жизнерадостный экстраверт заинтересован не лично вами, он просто любит общение само по себе. Все мы разные, но найти ключик к пониманию другого на самом деле несложно: немного внимания, чуть-чуть сопереживания и искренняя заинтересованность творят чудеса.

Читайте также: Язык тела — разрушаем мифы

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Меняйте характер действий

Совет тем, кому тяжело слушать выступления других людей и запоминать услышанное.

Почему школьный урок длится именно сорок пять минут? Цикл внимания составляет двадцать минут. Две минуты преподавателю отводится на оргмомент: поздороваться, навести порядок и начать урок. Двадцать минут на проверку домашнего задания. Двадцать минут на объяснение нового материала. Три минуты, чтобы задать домашнее задание и попрощаться. Как видите, хоть урок и продолжается более двадцати минут, внимание детей удается удерживать за счет изменения характера действий. Вначале они настраиваются, затем отвечают на вопросы, потом слушают, записывают, наконец прощаются.

Профессиональный оратор знает об этих тонкостях, но не всегда жизнь сталкивает нас с профи. Как удержать внимание, например, на двухчасовой монотонной лекции? Позаботьтесь о себе сами! Не реже чем раз в двадцать минут меняйте характер действий, если этого не предлагает сам оратор. Вы можете что-либо записать, задать вопрос по материалу (хотя бы себе, если формат не предполагает диалога с оратором). Можно с помощью смартфона найти картинки по теме и смотреть на них, слушая лекцию. И так далее.

Станьте молчаливым Слоуном

Вот история из книги «Наука общения», как научиться слушать. Когда Альфред Слоун стал вице-президентом General Motors и взял бразды правления, компания испытывала трудности. В 1920 году доля автомобилей компании на рынке составляла 12%. Слоун мечтал о большем. И он решил, что лучший способ разобраться с конкурентами — а именно с компанией Форда — отправиться прямиком к дилерам, чтобы увеличить продажи. Слоун начал посещать дилерские представительства и слушать идеи, которые предлагали продавцы. Вот что он делал.

  • Слоун проводил шесть дней в неделю на встречах: во время трех из них обсуждали официальную повестку дня, во время трех других — возникшие в ходе работы проблемы.
  • Если не считать формулирования цели каждого собрания, Слоун обычно хранил молчание. Он почти никогда ничего не записывал и почти не говорил, лишь изредка уточнял детали, задавая вопросы.Слоун всегда заканчивал каждую встречу кратким подведением итогов и словами благодарности.
  • По окончании каждой встречи Слоун выбирал одного руководителя, делал его ответственным за решение обсуждаемых вопросов, составлял меморандум с кратким описанием того, о чем говорили на собрании, намечал следующие шаги, рабочие назначения и сроки сдачи. Копия меморандума отправлялась всем участникам встречи.

В течение трех десятилетий Молчаливый Слоун управлял компанией с помощью того, что слышал от других, а не того, что говорил сам. Он внимательно слушал собеседника, а потом предпринимал какие-то шаги. К тому моменту, когда он покинул организацию, General Motors была одной из самых успешных компаний мира с долей на рынке, равной 52% (огромный скачок, если учесть, что начинал Слоун с 12%).

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*