admin / 04.05.2019

Как развить творческие способности

Содержание

Как развить в себе творчество и креативность?

Хотите развить творческое мышление? Это легко! Сейчас я вас научу этому с помощью простого эксперимента: представьте какой-нибудь простой предмет, скажем канцелярскую скрепку. А затем в течение пяти минут запишите как можно больше способов применения этой скрепки. Просто постарайтесь ответить на вопрос: «Как можно ее использовать?» Написали? Поздравляю, вы только что на практике ознакомились с «дивергентным мышлением» и с «мозговым штурмом»!

Термин «дивергентное мышление» предложил в 1960-х американский исследователь интеллекта Джой Гилфорд, который пытался разобраться, чем именно творческое мышление отличается от нетворческого. По мнению Гилфорда, нетворческое (конвергентное) мышление последовательно перебирает разные варианты решения проблемы, стремясь получить одно «единственно верное» решение и отбраковывая все остальные.

Но подвох заключается в том, что реальная жизнь – это не математика. Существует огромное разнообразие проблем/задач, где «правильными» могут быть одновременно несколько решений. Если вы проявите «креативность» в бухгалтерском учете, то вас могут посадить в тюрьму. Но если вы будете рекламировать свой товар с помощью «единственно верного» способа, описанного в каком-нибудь учебнике, то такая реклама вряд ли сработает. Она просто не привлечет внимание потребителей, покажется им скучной и не мотивирует на совершение покупки.

Для решения творческой задачи требуется тип «широкого» мышления, способного придумывать как можно больше вариантов решения проблемы. Гилфорд назвал такой тип мышления дивергентным, от латинского divergere – «расходиться в разные стороны».

Естественная функция нашей психики – создавать ассоциации. Стоит нам подумать о каком-нибудь объекте, как мы автоматически припоминаем другие объекты, ассоциативно (по каким-то схожим, или напротив, контрастным признакам) связанные с первоначальным объектом. Стоит нам только захотеть, мы можем создавать ассоциативные цепочки любой длины, которые могут расходиться (как ветви дерева) в самых разных смысловых направлениях.

Конвергентное (нетворческое) мышление работает в качестве «строгого контролера», который обрывает ассоциативную цепочку, как только найден подходящий правильный ответ. Дивергентное (творческое) мышление выступает в роли «доброго наблюдателя», который позволяет ассоциативным цепочкам расти в разные стороны и просто отбирает и фиксирует любые ассоциации, которые могут быть хоть чем-то полезны для решения проблемы.

Дивергентное мышление – это не какая-то уникальная способность, им обладает любой человек.

Чтобы его «включить», могут пригодиться разного рода методики, техники и приемы творческого мышления. Выполняя задание про скрепку, вы как раз и применили (в несколько усеченном варианте) один из таких методов – метод мозгового штурма. «Мозговой штурм» (brainstorming) был придуман в 1930-х как раз специалистами по рекламе.

Упрощенно методика выглядит так:

  • 1) сформулируйте проблему/задачу;
  • 2) за ограниченное время предложите как можно больше ответов и решений, при этом «хорошими» считаются любые идеи, даже самые дурацкие;
  • 3) по истечении отведенного времени все предложенные идеи группируются и оцениваются (на основе заранее разработанных критериев).

Результатом «мозгового штурма» всегда является несколько альтернативных вариантов решения проблемы, каждый из которых по-своему правильный.

Вы можете справедливо заметить: «Ну, про «мозговой штурм» сегодня все знают… А где бы узнать про другие техники творческого (дивергентного) мышления?» Отвечаем: существуют книги, которые являются настоящими «энциклопедиями техник творческого мышления».

В первую очередь хотелось бы рекомендовать книги двух признанных «гуру креативности» – Эдварда де Боно и Майкла Микалко. Например, Эдвард де Боно написал 57 книг по развитию творческого мышления, и это не просто какие-то разрозненные «советы психолога», а целостная система развития творческого мышления CoRT (Cognitive Research Trust; CoRT состоит из 60 «уроков мышления» – 6 модулей по 10 уроков в каждом). Курс де Боно «Инструменты мышления» преподается в университетах 20 стран. А в 2005 году его даже выдвигали на Нобелевскую премию в области экономики.

Понимаю, что среди читателей всегда могут найтись скептики, которые скажут: «Хорошо, со скрепкой мы поигрались, и даже придумали 100500 способов ее применения. Но какая польза от подобного творчества?!» Ох, зря вы так недооцениваете скрепки! 😉

Польза есть, и сейчас вы в этом убедитесь… Возьмите рекомендованные выше книги и обязательно добавьте к ним еще одну: Тина Силиг, «Сделай себя сам». Тина Силиг – преподавательница Стэнфордского университета, которая читает студентам курс по предпринимательству и инновациям. И на страницах своей книги (с.13–14) она описывает эксперимент со скрепками, которые проводит со студентами.

Суть эксперимента в том, что сначала студентов поделили на команды; каждая команда – это коллектив предпринимателей. Потом каждой команде выдается 10 канцелярских скрепок и дается задание в течение четырех часов создать с помощью этих самых скрепок максимальную ценность. (Согласно одному из определений, предприниматель – человек, создающий продукт, обладающий ценностью для потребителей/рынка.) Как вы можете заметить, сама задачка больше всего напоминает усложненный тест Гилфорда на креативность: надо придумать как можно больше способов использования скрепок при условии, что эти способы будут обладать максимально высокой рыночной/потребительской ценностью.

Студенты решали эту задачу по-разному. Например, одна из команд узнала, что существует мировой рекорд «самая длинная цепочка из скрепок» (ее длина 30 километров), и громогласно объявили, что собираются данный рекорд побить. С помощью такого творческого маневра простая скрепка получила дополнительную ценность и превратилась в объект благотворительности. Любой желающий мог поддержать «атаку на рекорд», добавив к десяти первоначальным скрепкам сколько-то своих скрепок в качестве пожертвования. В результате 10 скрепок превратились в десятки тысяч скрепок.

На самом деле аналогичную творческую задачу решают любые предприниматели на старте своей деятельности. У них есть какие-то ограниченные ресурсы (свои «10 скрепок»), и им нужно придумать что-то такое, что позволит превратить эти ресурсы в полновесную прибыль.

Я повторял эксперимент с 10 скрепками в отечественных бизнес-школах, но по желанию участников это была «игра на деньги». В течение четырех часов команде нужно было продать продукт, созданный по формуле «10 скрепок плюс ваши идеи». Рекордная выручка была около 20 000 рублей, и это более чем наглядный результат могущества творческого мышления. Как пошутил один из участников эксперимента, «пожалуй, пора бросать нефтедобычу и переходить на скрепки!»

В феврале 1990 года в столице Норвегии Осло был установлен пятиметровый памятник канцелярской скрепке. Его автор Яр Эрис Паульсон решил таким образом отметить столетие массового употребления двойного плоского витка проволоки. Он заявил, что многие недооценивают значение этого изобретения, и, может быть, после установки памятника люди начнут ценить то, что имеют.

В настоящее время только в США ежегодно продается около 20 млрд скрепок. При этом, по данным некоторых исследований, лишь не более 5 % из них используются по прямому назначению…

Кстати, если убрать ограничения по времени, то скрепки – плюс творческий подход, разумеется – можно превратить во что-то гораздо более весомое. В 2005 году канадец Кайл Макдональд придумал проект «Одна красная скрепка». Идея проекта была проста: люди любят меняться, причем часто обмен бывает таким, что за какую-то вещь, которая имеет для меня маленькую ценность, я могу получить вещь большей ценности (но не особо ценную для партнера по обмену).

В интернете существуют удобные электронные доски объявлений, где можно обмениваться чем угодно. Кайл выставил на обмен одну-единственную красную скрепку и попытался наращивать ценность каждого нового обмена. Скрепку он обменял на авторучку, авторучку – на дверную ручку и т. д. Состоялось всего 15 обменов, и в результате последнего из них Кайл получил… собственный двухэтажный дом! Как вам такой творческий фокус: легким движением дивергентного мышления скрепка превращается… в дом?!

И последнее… Что это мы все про скрепки да про скрепки? Советы психолога имеют ценность лишь тогда, когда мы используем их в своей жизни. Готовы повторить эксперимент? Только вместо скрепки выберите себя или какую-нибудь актуальную для вас жизненную задачу/проблему. Сформулируйте вопрос, включите дивергентное мышление и просто придумайте как можно больше ответов на этот вопрос. Среди ответов обязательно будут не только «единственно верные», но и «план Б», «план В» (и т. д.), которые помогут вам справиться с любыми трудностями.

Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Гостевой пост. Автор — Евгений Щербань, уже не первый раз засветившийся на Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», — говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» — это лишь удобное оправдание своей лени.

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности — это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды спиться, пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Часть 1: немного теории

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

Консультация (младшая группа) на тему: Как развивать художественные способности у детей.

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ».

Зотова Юлия Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №28» Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

ЦЕЛЬ: стимулировать проявления творчества у детей при создании художественного образа.

ЗАДАЧИ:

1.Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать своё представление об окружающей действительности, передавать настроение, состояние, характер образа.

2.Углублять и расширять знания детей о разных видах и жанрах изобразительного искусства. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусства.

Глава 1.1 Детское творчество.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающиеся на опыт и знания. Способность анализа у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации.

Детское художественное творчество связано с особенностями восприятия окружающего мира. Средством передачи детьми образа служат разнообразие очертаний форм, линейных контур, дети самостоятельно стараются находить выразительные средства для воплощения замысла( форму, цвет, композицию), в творческом рисунке передают свое отношение к изображаемому, используют выразительные приемы, распространяя их на большее количество изображаемых предметов. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста. Рисунок дает ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, дополнить его. Все это позволяет ребенку меняться самому.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» — потому что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские рисунки.

Необходимое участие взрослого в создании ребенком удачного рисунка – обычно не осознается нами потому, видимо, что детское произведение мы застаем готовыми и только отмечаем, что это произведение талантливое. Ребенку (часто незаметно для себя) помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично созидателя.

Глава 1.2 Значение развития художественно-творческих способностей детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Рисование для детей – органическая потребность, канал, по которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе большие возможности для всестороннего развития – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Рисуя, ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает- и это также формирует его мышление.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства происходит формирование личности, развития ее творческого потенциала. Ребенок осознанно использует элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.

Глава 1.3 Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.

В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.

Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках.

Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

Глава 1.4 Взгляды ученых.
Педагогика и психология решают вопрос о детском творчестве, исходя из целей и задач воспитания подрастающего поколения. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Н.К.Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию(1926г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. Крупская Н.К. не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как период к творческой деятельности, он писал: «Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, все что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве».

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Так отмечала А.А. Люблинская: «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7 летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда.

Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.

«Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания,» — Л.С.Выготский,
Б.М.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

Глава 2.1 Особенности формирования художественно-творческих способностей детей.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования (методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности: наблюдения, художественное слово, показ способов изображения).
Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства : форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.

Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка.
Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

Во время беседы рассматриваются разные способы изображения предметов (графических, пластических, декоративно-силуэтных). Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. Помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

Глава 2.2 Работа с семьей.

Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада.

Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду, для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки).

Эффективным средством работы с семьей служит » папка-передвижка», которая вручается родителям. В папках помещается материал с консультациями: психолога, музыкального руководителя, содержание консультаций может соответствовать теме предстоящего родительского собрания или анкетирования.

Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей в группе детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Воспитатель заранее обсуждает с членами родительского комитета предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.
Таким образом, воспитатель проводит работу с семьей в трех направлениях:

1. изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности.

2. оказывает действенную помощь родителям в воспитании и творческом развитии детей.

3. координирует работу с детьми детского сада и родителей.

Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.

Немного истории

Художественная практика в отечественной, культурно-образовательной традиции, декларируя в качестве первоочередной задачу духовного развития личности, реально строилась на представлениях об искусстве как своего рода «виртуозном рукоделии». Яркой иллюстрацией подобного подхода служит действовавшая на протяжении XIX–XX вв. практика диагностики художественной одаренности при отборе в художественные учебные заведения. Для определения уровней развития духовных качеств личности, творческих способностей заслуживающих внимания усилий не предпринималось, при этом довольно тщательно проверялось владение технической стороной дела (звуковысотный слух, тонкое цветоразличение, чувство ритма, владение академическим рисунком, музыкальным инструментом и т.п.).
Таким образом, в художественном образовании сложился подход, согласно которому уровень инструментального владения средствами выражения (академический рисунок, академическая живопись и т.п.) при поступлении в высшее художественное учебное заведение был и остается очень высоким, что уже само по себе «искусство», требующее незаурядных природных данных и многолетней специальной учебной работы. Аналогично обстояло дело в музыке и других видах искусства. При этом несложно заметить, что при таком отборе оценивались лишь качества инструментальные или технические. Они необходимы для художественной деятельности, но недостаточны для достижения в ней высоких результатов, а потому только по ним крайне опрометчиво судить о степени художественной одаренности индивида. Это было убедительно доказано в ряде специальных психологических исследований (Р. Арнхейм, А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская и др.).
Отбирая самых способных, с данной точки зрения, развивая эти качества на протяжении длительного периода (профессиональное обучение искусству всегда было и остается одним из самых продолжительных) педагоги постоянно сталкивались с тем, что известными художниками, музыкантами, танцорами становились часто совсем не те, кто блистал в период обучения. Данная практика имеет свои теоретические корни в некоторых особенностях понимания психологии способностей и одаренности. Так, в советской психологии понятие «художественная одаренность» фактически исключается из круга рассматриваемых явлений, а его место занимает более нейтральное – «задатки». Последние трактуются как «…врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей». Способности при этом понимаются как «…индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности»

Как развивать творческое мышление у взрослых

Творчество можно определить, как процесс воспроизводства чего-либо оригинального, не имеющего аналогов, или способность нахождения новых и необычных путей решения проблем. Творческое мышление – это не врожденный навык, которым могут обладать только талантливые музыканты, поэты или актеры, его может развить в себе каждый человек.

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.
Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Как развить художественные способности?

Развитие этих способностей предполагает наличие четырех факторов.

  1. Накопление знаний и переработка большого объема информации из разных областей. Именно она является источником и строительным материалом для творчества.
  2. Освоение техники, приемов креативной деятельности. Они помогают переработать неуникальную информацию в оригинальные идеи.
  3. Развитие особого типа нешаблонного, эвристического мышления, способного находить нестандартные решения проблем.
  4. Положительная мотивация к творчеству, поддерживающая желание созидать и получать от этого удовольствие и связанная с одобрением общества. Без нее невозможно творческое развитие личности.

Причем последний фактор, пожалуй, самый важный для ответа на вопрос: как развить творческие способности у взрослых. Именно мотивация поддерживает и желание учиться, и высокий уровень активности, присущий творческим людям, и позитивный эмоциональный настрой.
Креативная деятельность всегда социально ориентирована. Нам необычайно важна положительная оценка окружающих людей, от нее буквально вырастают крылья. И это не только простая похвала (а для взрослых и не столько), но и материальное вознаграждение или надежда на него.
Если нет серьезной социальной мотивации, то потребность в творчестве так и останется на уровне мечтаний на диване, а на вопрос, как развить творческие способности, так и не найдется ответа.
Итак, творчество является процессом человеческой деятельности, создающим качественно новые материальные, а также духовные ценности. Уникальность его результата является основным критерием, отличающим творчество от изготовления или производства. Способность отойти от привычного режима мышления, попытаться увидеть вещи по-другому, не такими как они есть, взглянуть на мир с иной точки зрения – вот что означает истинное творчество. Дополнительную ценность продуктам творческого самовыражения придает то, что автор вкладывает в материал некоторые аспекты своей личности, а также возможности, несводимые к трудовым операциям или логическому выводу.
С древнейших времен актуален вопрос о присутствии у человека творческого начала и человеческой потребности в самореализации. Что такое способность творить – данность? А может результат огромных усилий личности в ходе развития и самосовершенствования? На этот вопрос не существует однозначного ответа, да и вряд ли кто-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Из всех видов творчества – художественное творчество является самым популярным. Ведь всего лишь с помощью нескольких простейших инструментов человек, который рисует, способен показать свое внутреннее «я», а также выразить свое личное восприятие, отношение к миру, который окружает, человек имеет возможность передать через визуальные, зрительные образы все чувства и эмоции, когда их невозможно выразить словами. Антон Павлович Чехов сказал, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не существуют. Тем более, что в процессе художественного творчества из головы совершенно уходят ненужные, посторонние мысли, прекращается внутренний диалог, проблемы и заботы, ставшие привычными на время забываются.
Человек, который рисует и полностью отдается этому процессу, впадает в давно позабытое состояние беззаботности, как в детстве, тотальной погруженности, вовлеченности в происходящий процесс, чувствует огромное удовольствие от погружения в творчество.
Рисование имеет большое количество преимуществ. Оно способно поднять самооценку и сделать людей интересными в глазах окружающих. Жизнь становится более содержательной и интересной. Вырабатывается наблюдательность, по-другому воспринимается все, что окружает, открывается совершенно новый угол зрения. Удовольствие от создания рисунка – это и стимул, и награда. Рисунки дают возможность говорить без слов. Помимо того, что рисование успокаивает, стимулирует умственную деятельность и эмоциональное восприятие этот увлекательный вид деятельности привносит физически ощутимые плоды, что и делает художественное творчество таким привлекательным.

Творческий человек

Давно известно, что творческие возможности человека могут быть безграничны. Именно способность человека творчески мыслить, демонстрирует его превосходство над другими живыми существами, живущими на нашей планете.

Любая творческая личность должна обладать рядом способностей или талантом. Именно от способностей зависит глубина знаний, умений, навыков.

Говоря о творческой личности, нужно отметить, что ей присущи такие качества, как нестандартность мышления, готовность к риску, любознательность, чувство юмора, остроумие, целеустремленность, упорство, работоспособность, сила воли, глубина и активность мышления, умение удивляться, восхищаться всем, что окружает. В любом случае основным условием проявления творчества считается владение определенными навыками, только так у человека появляется возможность сосредоточиться на главных моментах, от которых напрямую зависит успех его деятельности. Чем лучше владеет человек определенными навыками, тем больше творчества он может внести в свою деятельность. Например, для того чтобы писатель создал талантливый роман, ему необходимо владеть навыками письменной речи, ведь в противном случае всё его внимание будет направлено на то, чтобы избежать ошибок в тексте (22).

Формирование творческого начала — важнейшая задача процесса воспитания личности.Творчество – результат воспитания, а не врожденный дар, свойственный дошкольному возрасту, как утверждают идеалистические теории игры.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Творческое начало воспитывает человека, формирует личность. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых нет смысла и рифмы; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа… Но за всей этой наивностью, нескладностью, корявостью кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, проявление его еще несформировавшихся мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но возможно он станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И именно тогда самым благотворным образом даст о себе знать его творческое начало – те самые детские увлечения. Поэтому сформировать это начало — важнейшая задача.

Текущая версия (не проверялась)Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (20).

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры — отражение действительности, подражание взрослым. Если мы обогащаем ребенка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается; он лучше, полнее, правильнее подражает деятельности взрослых (8,стр.16).

Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Виды детского творчества:

· Художественное (изобразительное, литературное)

· Техническое

· Музыкальное

Творческое начало присуще каждому человеку, как и его индивидуальность, неповторимость, уникальность.
Моя задача — пробудить это начало, которое есть в каждом человеке. Мне хочется пригласить каждого испробовать то, что в нем самом же заложено. Помочь открыть и поддержать в человеке свой потенциал, чтобы он сам начал верить в свои способности и пользоваться ими по назначению.
Что делает мир и душу прекраснее? Музыка, поэзия — творчество какое бы то ни было. Комфорт в душе испытывает тот человек, который занимается тем делом, которое доставляет ему радость. Пусть это и не будет основная деятельность. С людьми, которые это понимают, гораздо легче общаться. Они находятся в гармонии с собой, с окружающим. Когда человек начинает копаться в себе, верить с свои способности, он даже может не думать о деньгах, просто любит то, что в нем заложено, пусть со стороны может казаться, что он занимается какой-то ерундой. Главное — что это для души. Интересно ему, любопытно другим. Способ общения с другими людьми, потому что сердца, открытые к творчеству быстрее находят общий язык. Вообще, подобная гармония — путь к наслаждению жизнью и максимальной реализации заложенного.
Каждый рождённый человек — кладезь. Вытаскивает на свет Божий свои чаянья и мечты долго созревавшие в сосудах, тратит время, силы, материализуя их и подавая всем… Это и есть жизнь духовного, рассудительного ЧЕЛОВЕКА. Принял — переработал — преподал — прожил.
Бог по-разному общается с людьми. Через творчество — сотворчество Ему легче это делать. Человек, который творит, что-то привносит в этот мир, прожил время не зря. Он стал Божьим подобием.
Моя задача не закрыть дверь в Великий мир, в мир Божьего начала, ни себе, ни другим.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*