admin / 12.11.2018

Крепление для охотничьих лыж

Мои лыжи и их крепление

Прочитав «от корки до корки» ветку в форуме о лыжах https://www.huntingsib.ru/forum/index.php?topic=839.0 , все же решил поделиться собственным опытом, нисколька не претендуя на новизну примененных приспособлений.

Сам я родом из Краснодарского края, в Сибирь попал годам к тридцати и на тот момент о лыжах и креплениях не знал ровным счетом ничего. До этого служил в Казахстне и охотой увлекался, но там в лыжах не было никакой необходимости.

А потому приехав в Новосибирск на зимнюю охоту отправился на том, что было «под рукой» — на обычных солдатских лыжах. Покопался на сайтах и нашел всего одну фотку, как они выглядят:

Чем хороши — универсальностью под любой размер ноги (обуви). Но и недостатки сразу проявились.

1. Упор для носка металлический и он со временем «протирает» по бокам любую, даже саму прочную обувь.

2. Крепления с использованием «резинки» все время тянут ногу вперед и давят на пятку, а петля на носке надавливает носок сверху.

3 и самое главное — очень тяжело такими лыжами управлять в кустарнике, поворачивая лыжу вправо-влево.

4. ненадежность. Все на шурупах/болтиках, которые на охоте не раз вылетали, последствия непрятные.

5.малая площадь лыжи = глубоко проваливаются по свежему снегу и в наносах.

Вот приблизительно такие крепления, только на солдатских лыжах они состоят из двух половинок и регулируются по ширине:

Так уж сложилось, что потом рвал связки на ногах, о лыжах пришлось на время забыть, потом опять на географическую родину уехал, но все же через какое-то, хоть и продолжительное время, вернулся.

И вновь встала проблема в лыжах.

К тому времени в магазинах продавались «Тайга» и «Охотничьи», раза 2 пробовал походить на них, брав у знакомых. При моем весе за 90 кг все же тоже показались они мне маловаты площадью и великоваты весом.

Случайно в «Альбатросе» натолкнулся на лыжи, которые и купил по цене порядка 3 с недольшим тыра. Из чего сделаны и кто производитель — не скажу и не интересовался. судя по фотам на форуме, то и есть так называемые «Кемеровские» лыжи, по дальнейшим фото может меня кто и поправит. Я разбираться не стал, потому что было всего 2 пары, разной длины. Я взял которые подлиннее. Самое главное — их вес. Не взвешивал их «в чистом» виде, но тогда по сравнению с «Тайгой» или «Охотничьими» они мне показались значительно легче. Размер 171 см (между крайними точками в высоту) при ширине 19 см. В уме прикинул, что для моего веса хватит. Трехслойные. Так что по прочности тоже не должны были подвести.

Посоветовался с более опятными товарищами по поводу просмолки (верх лыжи сразу был покрыт лаком, а на низ вроде что-то нанесено, но что именно неясно было, да и даже на ощупь дерево «прощупывалось»). выслушав ряд мнений по поводу смол и смазок, а также необходимости обжига паяльной лампой — зашел как-то в «Старт», что на пр. дзержинского, купил пузырек смолы «Уткус» (110 руб). Паяльную лампу решил «не привлекать», ограничившись обычной маленькой горелкой, вот весь комплект для просмолки:

Операцию провел на балконе, нанес 2 слоя, пузырька хватило на 2 лыжи (итого 2 часа работы).

Все же «маленьким пламенем» управлять при нагреве большой поверхности тяжело — паялка была бы удобнее, как мне кажется. Лыжи приобрели такой вот вид снизу (хотя это уже через 3 года после «операции»):

Просверлил дырочки в «носах» — это еще раньше на практике понял, что если приходится вдруг идти, то лыжи куда удобнее за собой везти, чем тащить в руках:

ну и сазу в карман положил кусок 5-мм капронового тросика 3 метра. До сих пор использую, в том числе и по прочим назначениям, в т.ч. для обдирки дичи (или к месту разделки ее притащить) или что иное привязать/прикрепить.

Теперь напрямую встал вопрос о креплениях. Повторюсь — почти «с нуля» начал штудировать, о сайте охотничьем не знал ничего, так что пользовался советами и просторами Интернета. Нашел хорошую статью http://www.sakhalin.ru/Rover/TEXTS/skins.htm , прочитал и даже купил так наз «полужесткие крепления», но что-то надежность их у меня вызвала сомнение, потому что большая нагрузка ложится на самый первый шуруп крепления, да и идея того, что задник обуви будет постоянно тереться тросиком, хоть и одетым в стальную пружинную оболочку, но железо против кожи всегда прочнее будет. Купил и простые крепления с петлей на носок — и брезентовые, и кожаные. Идея «завязок» на этих петлях тоже не вдохновила и брезентовые петли отмел, представив, как с ними «общаться», если они хоть немного намокнут, а потом «задубеют» на морозе.

Главное же — хотелось бы иметь крепления, которые позволяли бы хорошо управлять лыжей влево-вправо при ходьбе по кустарникам.

Нашел статью http://www.piterhunt.ru/pages/statyi/vicsin/bel_tropa/1.htm из которой одна идея мне ну очень понравилась про крепления, даже отдельно выложу рисунок:

У самого времени немного было это создавать, а потому кинул в машину лыжи и распечатки рисунков и поехал к какому-то ИП, который шил ошейники для собак и прочие мелочи из кожи. Дал бы тлф, но когда понадобилось немного доработать крепление через год и позвонил, то оказалось, что не работают они уже. Ну да всегда можно других найти, как мне кажется.

Итак, вот что он мне сделал (рублей за 800, если память не изменяет):

Поясню немного, потому что таковым было мое «задание» мастеру.

Я планировал использовать для разной обуви, а потому хотел иметь регулировку.

Все должно быть из прочной кожи и надежно держаться.

Что еще требует пояснения — транспортерную ленту под стопу нашел сам, только она была толстая (10 мм), пришлось снять несколько слоев, оставив толщину 6 мм. Достаточно прочности и при сгибе не требует большого уилия. Края после резки подровнял на обычном «точиле» абразивным кругом.

На фанерную площалку гвоздиками прибил резинку, которые в любом магазине продают, немного «горбом» ее сделал — чтобы снег не набивался (микропора может и эффективнее его «стряхивает», но резина куда прочнее!).

Вот как все это выглядит в «рабочем» положении:

Хлястики может и длинноваты, но я в том числе и на валенки планировал одевать, а из большего меньшее всегда сделать можно.

Саму «подошву» из транспортерной ленты привинтил саморезами. Сейчас думаю, что перестарался, вдвое меньше можно было их накрутить. При ходьбе выглядит конструкция так:

Эксплуатирую лыжи с данным креплением 3 сезона.

Управляемость в кустарнике — отлично! Скользят очень хорошо, за эти годы больше не смолил. Снег под ногой не налипает, ходил при разных температурах.

Ввиду того, что использовал максимальное количество файлов, недостатки и хранение опишу следующим блогом: https://www.huntingsib.ru/blogs/view/44577/

Классификация

Крепления — важная составная часть конструкции лыж. Посредством крепления происходит передача усилия от ноги к самой лыже. Разные модели отличаются своим устройством, поэтому вполне закономерен вопрос, как установить крепления на лыжи для ботинок.

Важно! Люди старшего поколения помнят примитивные модели, которые можно было надевать на обувь. Ни о каком удобстве речь не шла. У современных образцов совершенно иная задача — обеспечение устойчивости и удобства при ходьбе.

Различают 3 разновидности крепежных устройств:

  • Nordic Norm 75мм. Эти крепежи еще называют рантовыми. Это — морально устаревшая модель, которая постепенно сдает свои позиции. Полностью отказаться от нее мешают любители такого “ретро” и люди, которых прельщает невысокая стоимость аксессуара.
  • Система NNN, разработанная компанией Roteffella, — более поздняя. Она состоит из двух продольных направляющих, фиксирующих ботинок.
  • SNS — инновационная, высокоуровневая система, имеющая одну продольную направляющую. Это — самый удобный вариант. Стопа полностью контролирует лыжу. Стоимость их выше, чем NNN, но они значительно выигрывают в удобстве и практичности.

Чтобы смонтировать крепеж, можно обратиться к специалистам. Впрочем, это не так сложно. Можно вполне справиться с этой работой и самостоятельно.

Алгоритм действий:

  • Вначале определите центр тяжести лыж. Многие компании-производители наносят его сразу, но опытные спортсмены этой маркировке не доверяют, предпочитая проверить самостоятельно. Пользуясь маркером, отметьте это место.

Важно! Такая мера предосторожности вовсе не лишняя. При правильном определении центра тяжести езда будет комфортной, лыжа не будет “перевешивать” по сторонам. Порядок нахождения центра тяжести предельно простой. Установите лыжу на ребро линейки и перемещайте, пока у вас не получатся “весы”, параллельные линии пола. Местонахождение центра тяжести указывает линейка.

  • Полученная линия совпадает с осью крепежного приспособления. Приложите крепление к поверхности лыжи, отметьте нужное ее положение. Если надо закрепить Nordic Norm 75, то на отмеченной линии будут находиться шурупы скобы.
  • Важный момент — правильно произвести разметку отверстий. Здесь часто пользуются специальным кондуктором или бумажным шаблоном, который идет в комплекте с крепежами.
  • Пословица “семь раз отмерь, один раз отрежь” работает в этом случае стопроцентно. Прежде чем начинать сверлить, сверьте расстояние между отверстиями на крепеже и между разметками. Естественно, что они должны совпадать.
  • Самый ответственный момент — сверление. Как правило, в инструкции указывается глубина просверливания отверстия и диаметр сверла.

Важно! При сверлении дрель нужно использовать на малых оборотах.

  • Просверленные отверстия обдуйте и залейте клеем. Иногда клей идет вместе с креплениями. Если специального клея нет, ПВА вполне подойдет. Клей заливает образовавшиеся при сверлении микротрещины, обеспечивает гидроизоляционный эффект и улучшает фиксацию. Впрочем, отдельные спортсмены утверждают, что клей совершенно не нужен. Решайте этот вопрос для себя самостоятельно.

Важно! Эпоксидку применять нельзя, поскольку растворитель может повредить лыжи.

  • Снова приложите крепление к лыжному полотну и начинайте закручивать шурупы. Вначале — не очень плотно, чтобы убедиться в том, что все установлено правильно, а затем — окончательно.

Важно! Для креплений NN 75 придется вставлять ботинок и проверить, как он отцентрован.

  • Теперь осталось лишь немного (примерно 10 часов) подождать, пока клей не высохнет полностью.

>Видеоматериал

Установка креплений для лыжных ботинок — дело совсем не сложное, но требующее терпения и аккуратности. Приятных вам прогулок и хорошей лыжни!

Как установить крепления на беговые лыжи: инструкции и видео

Установка креплений на лыжи становится проще по мере развития технологий. Fischer, Rossignol, Madshus, Peltonen уже давно перешли на системы креплений без шурупов, а Salomon и Atomic выпускают лыжи с уже просверленными отверстиями. Тем не менее, лыжи, которые нужно сверлить, все еще остаются в продаже. Независимо от системы, важно знать, как правильно устанавливать крепления и как совместить крепления и лыжи разных систем – об этом пойдет речь в нашей статье.

Читайте по теме: Как выбрать лыжные крепления: виды и совместимость.

Ключевые моменты установки креплений – соответствие продольной оси лыжи и поперечной линии баланса. На лыжах без платформы ее можно найти, положив лыжу на линейку. На платформах NIS и IFP положение баланса обозначается цифрой 0, а цифрами -1, +1, -2 и т.д. обозначается смещение крепления на 0,5 см вперед и назад от точки баланса. Смещение креплений вперед дает больше устойчивости в коньковом ходе и улучшает держание в классическом. Смещение назад – улучшает скольжение, но ухудшает держание и стабильность в прокате. В этом и заключается преимущество лыж с платформой – возможность передвигать крепления и находить оптимальное для себя положение.

Как установить крепления SNS, NNN и Prolink на беговые лыжи

Инструкция подходит для всех креплений, устанавливаемых на шурупы.

Для установки креплений понадобятся:

  • Шуруповерт
  • Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
  • Линейка и карандаш
  • Столярный клей (ПВА)
  • Отвертка PH3 или PZ3
  • Кондуктор или шаблон для установки креплений – не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!

Инструкция по установке креплений:

  1. Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
  2. Если есть специальный кондуктор для установки креплений, то устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах – на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
  3. После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и не позволит влаге попасть внутрь лыжи. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.

Видео установки креплений SNS Pilot

Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP

Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.

Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.

Адаптер для платформы NIS

Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.

Адаптер для платформы IFP

Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic

Установка креплений SNS Pilot Equipe

Первый шаг отламывания лишней длины подпятника нужен только для маленького размера ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.

Установка креплений SNS Pilot

Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi

Установка SNS Pilot Sport и Combi

Установка SNS Propulse и Prolink

Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.

Установка SNS Propulse и Prolink

Видео замены креплений Propulse на Prolink

Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto

Установка креплений SNS Profil Equipe

Установка креплений SNS Profil Auto

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*