admin / 29.04.2019

Кризис пожилого возраста

Протекание нормативного кризиса

Начнем с определения понятия — «кризис» и его роли в жизни человека. Прежде всего, следует подчеркнуть, что здесь имеется в виду нормативный кризис, который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей.

Старость характеризуется переменами не только в физическом состоянии, но и в психологическом. Многие пожилые люди переживают кризис, который связан с оценкой прожитой жизни. Это период осмысления и подведения итогов, попытка в оставшееся время успеть, что-то сделать. При этом здоровая старость связывается с принятием своего жизненного пути, а болезненная — с непринятием, и в этом случае жизнь кажется прожитой зря, а такое понимание приводит к отчаянию. Кризис позднего возраста неразрывно связан с выходом на пенсию, с изменением социального статуса и стиля жизни. Рассматривая общий психологический фон старости, необходимо заметить, что данный период жизни — это время потерь. Выход на пенсию, одиночество, близость смерти — этапы заключительного периода жизни. Для пожилых людей становится ясным, что жизнь не беспредельна, времени остается все мало.

Переживание близости смерти является очень важным в старости. Принятие жизни и смерти в целом не только снимает страх смерти, но и освещает поздние годы жизни особенным светом. Жизнь всегда понимается в соответствии со смертью, но человек способен это осознать лишь в старости. Пожилые люди вынуждены смириться и с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Первой потерей может стать уход одного из супругов и близких членов семьи или друзей. Так случается, что человек может остаться без поддержки в тот момент, когда она так нужна, поскольку в связи со старостью наступают мрачные опасения и, прежде всего, страх смерти, связанный с ухудшением здоровья и грустью одиночества. Одиночество среди старых людей бывает довольно частым. Это определенный тип одиночества — «одиночество в толпе», когда возникают мысли, что человек никому не нужен, неинтересен, что его переживания непонятны другим.

Существует мнение, что одиночество более выражено в старости. Однако многие исследования отвергают это общее мнение и обнаруживают, что в юности переживания одиночества острее. Нельзя говорить об одиночестве только как о негативном переживании, в нем есть и положительные стороны. Одиночество — это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. Одиночество — уединение в старости дает возможность человеку пережить мир как гармонию. В старости увеличивается зависимость от других людей не только физическая, но и эмоциональная. Человеческое общение важно и ценно в любом возрасте, но в старости эта ценность обретает особый смысл. Пожилой человек нуждается в ощущении «нужности» семье, детям, внукам, и возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом. Супружеские отношения сложны и противоречивы в старости. По данным американских психологов, в поздних возрастах брак начинает в большей степени служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. Таким образом, в преклонном возрасте люди редко расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге. В старости может возрасти роль дружбы. Чувство покинутости может быть восполнено дружеским участием и вниманием. Соответственно дружба в старости становится полноценными эмоциональными отношениями. Тайна старости до сих пор неразгаданна, одинаковых путей старения нет. Один человек полностью погружается в болезни и грустные мысли, другой — переживает новую любовь, а третий, получив массу свободного времени, наконец, может отдаться делу, заняться которым он мечтал всю жизнь.

Многие авторы, а именно П.Ниемеля, Э. Эриксон пишут не просто о наличии кризисов в жизни взрослого человека, но и об их необходимости для продолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализовывает идеалы. При этом может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так осуществляется процесс развития и протекание кризиса.

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития и сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Э.Эриксон, как и большинство других исследователей, выделяет три основных кризиса зрелости: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости. Рассмотрим специфику данного кризиса и особенности психологической поддержки человека в процессе их прохождения. Для целей психологического консультирования примем следующее (Ю. Степанова) кризис — это столкновение двух реальностей; психической реальности человека с её системой мировоззрения, и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Итак, определились с понятием кризиса, перейдём к описанию психологической поддержки людей остро переживающих нормативные возрастные кризисы, а именно «кризис старости».

Работающий в русле теории Э.Эриксона, Дж. Пек считает необходимым выделить подкризисы данного периода. Первый — это переоценка своего «Я». После, выходя на пенсию и утраты социальных ролей человеку нужно увидеть свое «Я», очищенное от каких бы то ни было ролей. Второй подкризис предполагает принятие ухудшения здоровья и старения. Пожилому человеку необходимо примириться с некоторым нездоровьем и приспособить свою жизнь к наступившим изменениям. Третий подкризис заставляет человека подойти к размышлениям о собственном уходе из этой жизни.

Итак, Э.Эриксон и его последователи полагают, что описанный ими психосоциальный конфликт — последний в жизненном цикле человека, и ничего не говорят о последующем периоде. Поэтому стоит согласиться с Л.И.Анцыферовой. Которая, отмечает парадоксальность позиций Э.Эриксона. В личности произошла интеграция позитивных свойств, каждое из них усилилось за счет связи с остальными, возрос мотивационный потенциал человека. Таким образом, он оказывается подготовленным к дальнейшему поступательному развитию. А для Э. Эриксона — это характеристики конечного этапа жизни. Л.И. Анцыферова предполагает наличие восьмой стадии — завершение прежних жизненных программ и основание для выработки новой программы и дальнейшего роста личности.

Однако вернемся к сущности кризиса. Как можно было увидеть, в нем можно выделить две основные линии. Первая — это необходимость принятия конечности собственного существования. Вторая — принятие необходимости выполнить те жизненные задачи, которые не выполнялись в течение предыдущей жизни.

В случае успешного разрешения кризиса у пожилых людей меняется установка на собственную жизнь в период старости. Пропадает установка на старость как на период покоя и отдыха. Старость начинает восприниматься как период серьёзной внутренней работы и внутреннего движения. Можно предположить, что вынужденное снижение; внешней активности человека в старости необходимо рассматривать как возможность расширения и углубления сферы и глубины внутренней активности.

Рассмотрим подробнее, как может проявляться кризисное состояние у пожилых людей. Начнем с того, что труднее всего допустить сознание мысль о конечности своей жизни на земле. Поэтому столь часто можно наблюдать неприятие ими самой старости. Проявления старения многие стремятся рассматривать как симптомы болезни, которые, как и всякая болезнь, могут исчезнуть. Поэтому так много времени тратится на лечение, соблюдение предписаний врачей. Иногда борьба со старением становится основным занятием пенсионера. В этом случае вырабатывается ценное отношение к медицинским препаратам.

У некоторых пожилых людей может насколько снизиться общий фон настроения. К примеру, на вопрос «Ну как ваше настроение?» пожилой человек может отвечать «Нормальное, как всегда. Хорошее у меня никогда не бывает». Возрастает обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакции нате или иные неприятности становятся довольно затяжными.

Н.Ф.Шахматов полагает, что в этот период почти половина стариков испытывают специфическое депрессивное расстройство настроения — возрастно-ситуационную депрессию. Остро переживается одиночество, которое может быть только переживанием, а не фактическим одиночеством. И в этом случай образ жизни, разговоры, семья кажутся пустыми и скучными. Такое тягостное настроение может, оставайся до конца жизни. При этом самому пожилому оно кажется нормальным, и предложенная помощь, как правило, отвергается. Другими словами, человек живет с мыслью «у меня всё плохо, у них все плохо, в стране все плохо, все плохо везде».

Существенным аспектом кризиса является деривация притязания на признание у многих пожилых. Это следствие того, что теряются основы внешнего признания: статус, материальный достаток, внешний вид. У тех людей, для которых значимость внешних показателей признания выше, чем внутренних, возникает угроза разрушения «Я, снижения самооценки».

Необходимо отметить и то, что пожилому человеку приходится по-новому организовывать своё время. Раньше жизнь во многом регламентировалась внешними о6стоятольствами, в особенности работой. Теперь человек остается наедине с самим собой, что для многих тяжело и непривычно.

Еще одна проблема — это общение пожилых людей. У пожилых супругов может возрастать конфликтность общения из-за заострения их собственных личностных характеров в старости, из-за различного отношения к молодым членам семьи. Кроме того, некоторые пожилые суп руги только лишь в старости встречаются друг с другом «лицом к лицу», когда появляется много свободного времени и сняты социальные роли.

Но наиболее распространенными становятся конфликты между поколениями. В тех семьях, в которых родители всегда были только в родительской роли, никогда не позволяли себе выйти из нее, может произойти смена ролей: дети займут родительски опекающую роль.

Могут активно проявляться и конфликты между бабушками, дедушками и их внуками. Особенно это характерно для тех пожилых, которые не реализовали по тем или иным причинам себя в водительстве, не сумели проявить к своим детям достаточно любви и внимания. Теперь же они окружают внуков та кой любовью, которая скорее носит характер гиперопеки. Внуки, как правило, протестуют, что и служит началом конфликта.

Многих пожилых спасает общение со своей возрастной группой. Но некоторые не умеют делать и этого. Причины этого положения анализирует Э.Берн. У многих пожилых, в молодости четко следовавших родительским сценариям, наблюдается утрата активности. Дело в том, что родители не предусмотрели сценарии для старости. Человек теперь волен выбирать их сам. Но сам он этого делать не умеет, самому выбирать опасно, поэтому прекращаются всякие формы активности, в том числе ведущие к общению.

Необходимость изменения своей жизненной позиции, ценностей, установок, поведенческих стереотипов осознается с еще большим трудом. По мнению И. Кемпера, изменения все-таки возможны. Но готовность к изменениям у пожилых действительно сильно снижается по ряду причин. Растет общая ригидность. Становится трудно пробиться к ядру личности, которое становится неразличимым за множеством жизненных ситуаций. Формы преодоления жизненных проблем нередко становятся второй натурой. Мешает скептицизм пожилым, который нередко формируется в процессе жизненного опыта. Несмотря на желание поговорить, пожилые люди, как правило, менее откровенны и склонны цепляться за житейскую ложь. Ну и, конечно, мешает присущее не только пожилым неумение ощутить болезнь как следствий собственного жизненного пути, за который, прежде всего сам человек несет ответственность. А вместо этого наблюдается стремление видеть в болезни чисто телесные причины и обращаться только к медикаментозному лечению.

Причина возникновения кризиса пожилого возраста

Часто возникновение кризисного состояния связывают с выходом на пенсию. Но у каждого человека этот возраст индивидуален. Некоторые работают до поздней старости и не беспокоятся о возможности возникновения каких либо проблем. По статистике же средний возраст возникновения кризисных переживаний варьирует в широком диапазоне от 60 до 74 лет.

Психологическое содержание кризиса — вот ключ к разгадке причин его появления. И у каждого человека оно своё. Лучше всего, если оптимистический настрой не позволяет впадать в уныние. Тогда жизнь в старости не кажется такой печальной.

Многие учёные сходятся во мнении, что причиной кризиса зрелого возраста является смена жизненных принципов, приоритетов и мотивации. Это вызвано коренными изменениями образа жизни.

  • Занимая определённый пост, выполняя ответственную работу, человек вдруг остаётся «не у дел». Уже никто не хочет знать его мнения и не соглашается выполнять его указания. Особенно сложно переживание этого момента для мужчин.
  • Активная деятельность сменяется практически полным бездействием. Непонимание и неприятие самой возможности такой метаморфозы вызывает кризисное состояние и упадок настроения.
  • Смена материального положения также является немаловажной причиной таких кризисов. Если раньше человек чувствовал свою значимость в семье, то с выходом на пенсию он не может себе позволить многих вещей. Опять же, этот фактор более чувствителен для мужчины, который привык быть кормильцем семьи.
  • Появление вакуума в окружении людей пожилого возраста также воспринимается ими очень тяжело. Дети и внуки уже не спешат общаться с ними. Многие сверстники тяжело болеют и не стремятся общаться. Некоторые уже ушли в мир иной. Особенно тяжело в таком возрасте
  • переживается уход супругов.
  • Погружённость в собственные нерадостные мысли загоняют человека в тупик. Ощущение безысходности и вызывает чаще всего психологические кризисы разного возраста. Старость не исключение.

Естественно, что все эти изменения сопровождаются значительным ухудшением состояния здоровья. Хронические болезни обостряются. Появляются новые недуги. Пожилой возраст сопровождается беспомощностью, которую осознаёт человек. Зависимость от окружающих также тяготит многих пенсионеров.

Проявления такого кризиса

Ухудшение здоровья, значительное сокращение возможностей и упадок сил не может не проявляться. Наблюдая за пожилым человеком, а тем более, ухаживая за ним, невозможно не заметить, как меняется его психологическое состояние. Кроме этого, есть и физиологические изменения, сопровождающие самый сложный из возрастных кризисов.

  • Значительно снижается скорость реакций. Это относится к психомоторным, психоэмоциональным и речевым проявлениям. Пожилой человек физически не может реагировать на происходящее в обычном для себя режиме.
  • Ухудшение памяти. Причём, большинство исследований показало, что страдает именно кратковременная память, в то время, как события 20-30-летней давности видятся очень отчётливо и наполнены смысловым содержанием.
  • При старческом кризисе значительно страдает внимание. Именно поэтому пожилые люди часто рассеяны. Опасным может стать снижение контроля за сигналами опасности.

Чутко относясь к психологическим и физиологическим проявлениям кризиса, близкие люди могут ослабить его пагубное воздействие на личность и облегчить жизнь пожилого человека.

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.

Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым, выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Действительно, на современном историческом этапе «объективной меткой», маркерным событием начала периода старости служит наступление официального пенсионного возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, более приятным. Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что по совокупности характеристик (уровень активности, стратегии совладания с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью) можно различить два основных личностных типа пожилых людей. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.

Наиболее результативной стратегией смягчения кризисной ситуации отставки признана техника «антиципирующего совладания». Выработка психологической готовности к новой социальной позиции включает предварительное планирование свободного времени, поиск нового жизненного уклада, новых путей включения в общество, предвидение негативных состояний и событий; стремление воспринять «отставку» в позитивном плане как освобождение деятельности от жестких ограничений по содержанию и времени, как переход в более свободное пространство, позволяющее проявиться новым способностям человека. Противодействие социальному старению — сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей деятельности, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной деятельности.

Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это, прежде всего, кризис идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее. «Мир конечен, мир искривлен, мир замкнут, и замкнут он на Василии Михайловиче. В шестьдесят-то лет шуба тяжела, ступени круты, а сердце днем и ночью с тобой. Шел себе и шел, с горки на горку, мимо сияющих озер, мимо светлых островов, над головой — белые птицы, под ногами — пестрые змеи, а пришел вот сюда, а очутился вот здесь; сумрачно тут и глухо, и воротник душит, и хрипло ходит кровь. Здесь — шестьдесят. Все это, все уже. Трава тут не растет. Земля промерзла, дорога узка и камениста, а впереди светится только одна надпись: выход. И Василий Михайлович был не согласен» (Толстая Т.Н. Круг // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 53). Старость в концепции Э. Эриксона знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути. Референтное окружение для человека старшего возраста, по мнению Э. Эриксона, — «человечество», «люди моего типа». Основные модальности поведения — «быть тем, кем стал», «сознавать, что когда-нибудь перестанешь существовать». Сущность психосоциального кризиса личности в старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Мудрость определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение возраста старости. Разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не

достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяние. Разрешение кризиса идентичности конца жизни может быть зафиксировано в словах: «Я есть то, что меня переживет». Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса (или разрешить три конфликта), чтобы чувство цельности (полноценности) полностью сложилось.

1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли (профессионала или родителя), а с других позиций. В связи с этим вспоминается восьмидесятилетний мужчина, который в опроснике «Кто Я?» все десять определений дал, исходя из уже оставшейся позади профессиональной деятельности: «Я — бывший инженер; бывший завотделом; тот, кто проработал 40 лет на одном месте» и т.д.

2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься.

Как утверждал один из современных сатириков, здоровье после 50 лет — это когда каждый день болит в другом месте.

3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.

По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого интереса к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих переживаний от беседы на эту тему (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности). Обычными ответами на вопросы соответствующего рода были: «Стараюсь не думать и не думаю о смерти», «Зачем думать о ней, какой в этом прок», «Боюсь не смерти, а физических страданий, которые могут ей сопутствовать».

Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необходимостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в семье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливехуд, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием

новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса. В интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман старость рассматривается как пятая, завершающая ступень развития — «универсализация». Универсализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Особые направления деятельности —

работа по завершению того, что может быть завершено, и по принятию незавершенности (несовершенства) себя и мира. Характерным становится добровольный отказ от инициативности как нетерпеливого побуждения событий несвоевременных.

В приведенной периодизации норма психического развития понимается как указание на высшие возможности, на вершинные достижения данного возраста. Чем старше возраст, тем реже в реальной жизни человека обнаруживается совокупность возрастных характеристик, введенных в схему периодизации. В этом смысле примерами нормы авторы считают лишь редчайшие уникальные биографии людей, про которых говорят: «Человек на все времена!». Это жития святых, жизнь А. Швейцера, Я. Корчака, А. Сахарова, т.е. людей, сменивших заслуженную славу профессионалов на безвестное служение общечеловеческим ценностям. В личных биографиях большинства людей — множество примеров несоответствия нормативному развитию, примеров остановки, регресса, выхода на уровень обыденного функционирования. «Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важнейших задач приспособления к жизни», — писал Э. Штерн. Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:

— адаптация к возрастным изменениям — телесным, психофизиологическим;

— адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);

— разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;

— ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;

— противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;

— стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;

— стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.

Период старости изучен в меньшей мере, чем другие этапы, но с каждым годом он вызывает все больший интерес со стороны исследователей. Изучением особенностей жизни людей пожилого возраста занимается геронтопсихология (одна из отраслей психологии). Ощущение ненужности и «выброшенности за борт» – главная опасность этого возраста. Дети выросли, пенсия наступила, здоровье ухудшается – неужели это конец жизни? Или же новое начало?

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

  • упорядоченность и значимость «Я»;
  • признание прошлого, положительное отношение к опыту, принятие настоящего;
  • принятие своего жизненного пути и участников этой жизни;
  • понимание личной ответственности в жизни;
  • чувство целостности с культурой, временем, цивилизацией;
  • мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

  1. Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.
  2. Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  3. Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  4. Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  5. Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.

Как пережить кризис

Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.

В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.

Для успешного преодоления кризиса нужно осознать и признать изменения тела и составить цельный образ жизни и Эго: прошлое, настоящее и скорое будущее. Сохранить личностную цельность можно только приняв старение, новое «Я», мысль о смерти и найдя новое дело, поддерживая социальные контакты с молодым поколением. Старикам важно и интересно передавать свой жизненный опыт. Им нужно чувство причастности к жизни.

К психологическим задачам этого возраста относится:

  • адаптация к психологическим и физическим изменениям;
  • здравое восприятие старости (разрушение негативных стереотипов);
  • корректное распределение и заполнение времени, определение цели дальнейшей жизни;
  • адаптация к смене социальных ролей и статусов, поиск новых ролей;
  • противостояние эмоциональному истощению, поддержание эмоциональной гибкости, стремление к эмоциональному обогащению в других сферах;
  • поиск новых форм поведения, развитие психологической гибкости.

Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.

Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.

Особенности развития кризиса пожилого возраста

Старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека считается пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.

Известно, что такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, и здесь прослеживается общая логика возрастного кризиса: происходящие в период кризисов процессы перестройки смысловой структуры сознания и переориентации на новые жизненные задачи влекут за собой смену характера деятельности и взаимоотношений человека. Тем самым они оказывают глубокое влияние на весь дальнейший ход развития личности.

Кризис вступления в старость заключается в противоречии между интеграцией, удовлетворенностью прожитой жизнью и отчаянием, разочарованием в жизни (Э. Эриксон). Это время, когда люди «оглядываются назад» и пересматривают свою жизнь, вспоминают о достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует собой начало старости, когда человека одолевают многочисленные проблемы: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению; к смерти жены или мужа и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своей возрастной группы. В это время центр внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

В преклонном возрасте (старости) человек преодолевает три подкризиса:

— первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной.

— второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

— в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Пожилые люди, как правило, опасаются уже не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий причиняемых болезнями.

По убеждению Эриксона, для последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Эго проистекает из способности человека оценить всю свою жизнь (включая брак детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не пугает, поскольку люди этого возраста видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает, что мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни они осознают, что слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я».

Э. Эриксон, рассуждая о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго-интеграции, проследил истории их жизни, анализируя как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих этапах. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.

Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин условно выделяет три вида старости: «счастливую», «несчастливую» и «психопатологическую». Ю.И. Полищук исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как «несчастливая старость» — 71%; 21% составили лица с так называемой «психопатологической старостью» и 8% переживали «счастливую старость». Юрьева Л.Н. Кризисные состояния / Л.Н.Юрьева. — Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. — С.64.

«Счастливая» старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти.

Э. Эриксон считал, что «только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий». Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость и называл этот период «поздней зрелостью». Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости. Так, Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет и создал свои лучшие произведения после 80 лет. Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни. Великий естествоиспытатель Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом «Космос», Гете создал бессмертного Фауста в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал «Фальстафа». В 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Книга «Происхождение человека и половой отбор» была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет. Там же.

«Несчастливая старость» чаще возникает у личностей с чертами тревожной мнительности, сензитивности, наличием соматических заболеваний. Для этих лиц характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и постоянные размышления о смерти, как об «избавлении от страданий». У них часты суицидальные мысли, возможны суицидальные действия и обращение к методам эвтаназии.

«Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх оказаться в доме для престарелых.

Застраховаться от возрастных кризисов человека невозможно. Однако следует помнить о том, что кризис, как и все в этой жизни, имеет свой конец. А каким он будет — зависит лишь от нас самих. Он может стать как причиной бесконечных депрессий, так и удивительным новым этапом в жизни. Исследования А.А. Бодалева, Л.А. Рудкевича, Ю.В. Александровой показали, что в пожилом возрасте продолжается развитие личности, причем в сторону возрастания и качественного преобразования всех функций. Прекращение их личностного развития является такой же «задержкой личностного развития», как и во всех других возрастах.

Здесь важно отметить, что проблема психологической помощи в преодолении возрастного кризиса пожилыми людьми в современной отечественной психотерапии еще мало разработана. Наиболее актуальны при помощи в преодолении кризиса вступления в старость — социальная адаптация пожилых людей, включения их в жизнь социума и приобщения к социально значимой деятельности. При этом важно соблюдать следующие принципы:

1. Принцип доступности данного вида деятельности для пожилого человека.

2. Принцип вовлеченности пожилого человека в выполняемую деятельность.

3. Принцип одобрения социальным окружением выполнения пожилым человеком избранной деятельности. Этот принцип является наиболее важным, т. к. социальная изоляция пожилых людей приводит к повышению у них ориентировки на социальное окружение и большая степень зависимости от него.

Одиночество пожилых людей — наиболее важная социально-психологическая проблема. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отделяются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят и опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству. Дементьева Н.Ф. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи / Н.Ф.Дементьева; Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс // Психология старости и старения: Хрестоматия. — М.: Академия, 2006. — С.295-302.

Таким образом, проблема кризисных состояний пожилых людей является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития общества. Старость также следует проживать с пользой для себя и других. Конечно, некоторые условия изменились. Одни дела и проблемы исчезли, другие возникли. Необходимо приспособиться и перестроиться. Приспособление — это настойчивость, разумная оценка ситуации, отказ от некоторых дел, отход от определенной деятельности, адаптация своих действий к возможностям организма. Перестройка — это развитие новых возможностей, интересов, включенность в новую деятельность. Именно в этом сочетании приспособления и перестройки жизни заключается искусство старения, главные элементы и условия которого — физическое и психическое здоровье.

Кризис зрелости (55 – 65 лет)

Развернутое описание кризиса зрелости дает Б.Ливехуд. Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на высоком уровне: перед глазами была далекая перспектива, мир воспринимался во всей полноте и главным образом вокруг себя.

Теперь взгляд снова обращается вовнутрь. Многие переживают начало кризиса как преддверие еще больших испытаний, возникает чувство, что на них надвигаются такие задачи, которых они себе и помыслить не могли. Самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить. С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прошлое проходит перед тобой
– непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. В этой жизни больше нет большого будущего – что же остается, наперекор всему?
В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось. Кризис и инволюция, кульминация пятидесятых годов и, наконец, последняя, окончательная инвентаризация сделали из нас зрелых людей, развивших в себе чувство различения между умом и мудростью,
гордостью и скромностью. Б.Ливехуд в книге «Кризисы жизни – шансы жизни» пишет, что в последние годы перед библейским возрастом мы должны подвести итоги и настроиться на тишину и покой старости, но и на ее повышенную внутреннюю активность, из которой вырастает доброта. Нужно приготовиться также к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других.
Ш.Бюлер говорит об этой стадии как о начале старения; она отмечает, что решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Этот период жизни она обозначает как «трудный возраст душевного кризиса».
Д.Бромлей годы жизни человека от 55 лет до 65 лет называет предпенсионным возрастом, который характеризуется как период очевидного упадка физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных потенций и интересов. Вместе с тем эти годы жизни сензитивны для наиболее общих социальных достижений – положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от рутинных занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Существенной стороной жизни в этом возрасте Д.Бромлей считает изменение всей мотивации человека в связи с подготовкой его к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению.
Г.С.Абрамова отмечает, что людей зрелого возраста можно разделить на следующие группы:
1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей. 2. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому ненужными, если не могут заработать достаточное, с их точки зрения, количество денег. 3. Равнодушные – они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию.
Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э.Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности – завоеванию всех семи предшествующих стадий развития. Интегративность обнаруживает себя в склонности человека к порядку, в принятии прошлого и готовности взять на себя лидерство в настоящем (а при определенных обстоятельствах и отречься от него). Это и принятие единственного жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящим в него. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к своим родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен и разных профессий, которые создавали окружающий их мир.
Э.Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть – как ее последняя граница. Отчаяние вызывается прежде всего временной ограниченностью дееспособности человека, поскольку он не имеет возможности опробывать иные пути, ведущие к интеграции.
После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценности сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности становятся успехи детей.
Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти себе и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.
А.В.Толстых пишет: «Особую напряженность и остроту этому самоанализу (в отличие от самоанализа подростка или молодого человека) придает именно тот факт, что в ходе дальнейшей жизни возможны минимальные изменения, «исправления» пройденного пути, для которых остался небольшой запас сил и времени. Это мучительный переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению, накладываемому здоровьем,
дефицитом творческих сил и необходимостью уступить место новым поколениям».
На этой стадии возможно продолжение творческой деятельности и профессионального роста, выражающееся в анализе и обобщении своего профессионального опыта и передаче его следующему поколению. В развитии профессионала наступает фаза наставничества. Появление учеников и последователей делает жизнь наполненной, осмысленной и перспективной.

По словам К.Висьневска-Рошковской «Искусство старения – это в какой-то степени искусство созревания. Главные элементы и условия «третьего возраста» — физическое и психическое здоровье, глубокая жизненная мудрость и опыт, открытая альтруистическая позиция. Этот идеал реализовать нелегко, но стоит его осмыслить и встать на путь достижения. Осень своей жизни человек должен встретить подготовленным, чтобы его «третий возраст» стал для него «золотым».

Как правило, мужчины, перешагнувшие порог 50 лет, это серьезные, состоявшиеся в жизни люди. Их жизнь идет в размеренном темпе. Женатые мужчины уже успели вырастить детей и даже задуматься о расторжение брака. Многие успели развестись, сменить ни одну профессию. К 50 годам у мужчин наступает возрастной кризис, который напоминает кризис переходного возраста у подростков.

Что делать, как пережить кризис

У многих мужчин пятидесятилетнего возраста распадаются браки. Это происходит потому, что им хочется видеть рядом с собой молодую и привлекательную женщину. А не свою супругу, которую они хорошо знают. Кроме того многие женщины к этому возрасту уже утрачивают былую привлекательность и стройность фигуры.

Почему акцентироваться на плохом – вполне естественная реакция?

Поэтому они начинают обращать внимание на молодых женщин. Кому-то достаточно просто полюбоваться на привлекательную особу, но есть и такие, которые начинают заводить романы, что неизбежно приводит к распаду брака.

Tumisu /

Тем более, что в семьях уже выросли дети и появились внуки. Ведь именно дети нередко оказываются сдерживающим фактором. Многие супруги продолжают жить под одной крышей, даже если их отношения не сложились именно из-за детей. Как только дети покидают родительский кров, такие браки распадаются.

Не стоит забывать и о такой важной части семейных отношений, как секс. Для женщин оказывают на первом месте жизнь детей и внуки, которые уже появляются к этому возрасту. Мужчина чувствует себя обделенным. А интимная сторона отношений превращается именно в долг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мужчина заводит пассии. Нужно уделять своему супругу внимание.

Некоторые мужчины начинают интересоваться рыбалкой или охотой. Жены не всегда разделяют их увлечения. Это нередко оказывается причиной конфликтов. Не стоит пытаться держать мужа на «коротком поводке». Стоит проявить интерес к его хобби, и поддержать. Ощущение старости неприятны, как мужчинам, так и женщинам.

Нередко у мужчины начинает появляться и новый круг общения. К подобным изменениям в поведении мужчины жены нередко относятся негативно. Для того чтобы понять как действовать в подобной ситуации, стоит пообщаться с новыми приятелями супруга. В том случае если новый круг общения не подходящий для супруга, то стоит поговорить об этом. Причем стоит сделать это в нормальной обстановке, а не с криками и истериками.

Если супруга спокойно относится к интересам мужа, то она и сама может поинтересоваться чем-то новым. Например, записаться на курсы иностранного языка. Однако нужно учитывать и то, что общение между супругами это тоже важно. Нужно уметь честно разговаривать о существующих проблемах, делиться своими радостями и проблемами.

Если у мужчины по тем или иным причинам не сложилась семейная жизнь, то стоит задуматься о создании семьи. При этом, скорее всего о собственных детях нет и речи. Но можно найти женщину, у которой уже есть ребенок. Это прекрасная возможность проявить себя в роли отца.

Но и возрастные изменения дают о себе знать. Нередко мужчины страдают забывчивостью. Их силы уже совсем не те, что в ранней молодости. Поэтому следует относиться с пониманием к их слабостям. Попрекать мужчину не стоит. От недомолвок часто возникают конфликты.

Прокрастинация – как с ней бороться?

Нередко интересы обоих супругов направлены на помощь и поддержку детей и внуков. Подобная гиперопека вредна обоим сторонам. Нужно предоставить возможность детям жить своей жизнью. В таком случае у супругов будет больше времени заботиться друг о друге.

Не стоит стремиться заработать все деньги. Это невозможно. В этом возрасте нужно наслаждаться жизнь.

Мудрый подход к отношениям с учетом возрастных особенностей мужчин 50 летнего возраста, поможет сохранить их и избежать одиночества.

3 671 Поделись:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*