admin / 04.05.2019

О профессии библиотекарь

Коротко о профессии Библиотекарь

Коротко о профессии

БИБЛИОТЕКАРЬ

Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей, где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.

Проведение читательских конференций, литературных вечеров требуют от библиотекаря высокой речевой, этической культуры, владения навыками ораторского искусства.

Индивидуальная работа с читателями предполагает знание библиотекарем психологии, педагогики. Это – библиотекарь-педагог, библиотекарь-психолог, который проводит сеансы библиотерапии. Ведь не зря в своем стихотворении Лев Ошанин сказал: «Душ человеческих добрые лекари».

В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, в связи с этим возникли такие специальности как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.

Чем занимается: Работа в библиотеке – это не только выдача, прием книг и оперативное предоставление литературы по запросу читателя. Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой.

Профессионально важные качества: высокие коммуникативные способности, такт, эмоциональная выдержка, хорошая память.

Личные качества: библиотекарь должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли. Но самое главное качество для библиотекаря – любовь к книге, без которой профессиональная деятельность специалиста невозможна.

Образование: Высшее или среднее специальное библиотечное образование.

Место работы: В основном библиотекари работают в государственных и муниципальных библиотеках, в библиотеках учебных заведений и школ, медиа-центрах и библиотеках отдельных предприятий.

Особенности карьерного роста: Профессия библиотекаря не является карьеристской. Есть возможность стать руководителем медиатеки, координатором образовательного проекта, редактором сайта или организатором дистанционного сопровождения образовательного процесса. Можно дослужиться и до заведующего каким-либо отделом или заведующего всей библиотекой.

Что почитать о профессии?

v Зимина, А. «Хранитель культуры и добра» : (профессия — библиотекарь) / А. Зимина // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 40-45 ; 2007. – № 1. – С. 31-39.

v Николаева, Т. Властелин книг : / Т. Николаева // Маруся. – 2010. – № 2. – С. 38-39.

v Перепелица, от мудрости : легко ли быть универсальным специалистом : / В. Перепелица// Библиотечное дело. – 2008. – № 5. – С. 12-13. – (Есть такая профессия).

v Нисина, И. (Ляля). Один день из жизни школьного библиотекаря : очерк / И. (Ляля) Нисина // Нева. – 2011. – № 9. – С. 148-157.

v Нещерет, М. Профессионализм как образ жизни : / М. Нещерет // Независимый библиотечный адвокат. – 2010. – № 1. – С.

v Оленева, : к вопросу о статусе: / // Библиография. – 2002. – № 6. – С. 3.

Библиотечная работа –
На вид простой и тихий труд.
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут.
Но их спокойные владенья
Спокойной жизни не сулят.
Читателя пытливый взгляд
Им передал свое волненье.
Для разных вкусов, разных мнений
Нужна особая струна.
Нужна и быстрота движений,
И быстрота ума нужна.
То нужен разговор подробный,
То в знак согласия — кивок.
То людям ты советчик скромный,
А то серьезный педагог.
Таится в книгах суть познанья.
Прочти – страницы оживут.
Библиотечное призванье
На вид простой и тихий труд.

Составитель:

Легко ли быть БИБЛИОТЕКАРЕМ? : памятка о выборе профессии / сост. ; оформл. , . – Кемь, 2012.

Наш адрес: г. Кемь,

Пролетарский пр., 34

МБУ Кемская МЦРБ

Телефон: 2-19-93

э/почта: *****@

Библиотеки как учреждения, деятельность которых влияет на личность, всегда были объектом как правового, так и морального регулирования, поскольку общество не может быть безразличным к образу и содержанию деятельности библиотеки.

Одним из главных механизмов формирования политики и регулирующего воздействия на ту или иную сторону практики являются социальные нормы, которые определяются как установленное правило, признанная модель, образец действий.

Разновидностью социальных норм являются профессиональные нормы. В отличие от правовых – следование им не обязательно, так как они принимаются не государственными органами. Основной механизм их передачи и фиксации – традиция и общественное мнение.

Общественно-профессиональные нормы деятельности можно определить так: это обязанности, права, эталоны деятельности, зафиксированные в документе, носящем формальный характер, принятые организацией профессионального сообщества и рекомендованные к исполнению его членами.

Классический пример жестко организованных, стабильных, не подверженных временным влияниям профессиональных норм – Клятва Гиппократа. Только она способна регулировать те стороны врачебной практики, которые оказываются вне сферы правового регулирования. То же касается журналистов, учителей, полицейских и т.д. Очевидно, что данное положение полностью распространяется и на библиотекарей. Мало того, можно утверждать, что сегодня значимость профессиональных норм в библиотечной сфере возросла многократно. Ибо сознание того, что в ходе библиотечного обслуживания удовлетворяется одно из самых основных, естественных прав человека – право на информацию, — все более утверждается в обществе.

Этика библиотекаря и качественное обслуживание читателей – взаимосвязанные понятия. «Обслуживание» означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении читателей к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, библиотекарь чувствует ответственность за качество обслуживания, творчески относится к каждому запросу абонента.

Этические проблемы библиотечного обслуживания

Разработка этических проблем библиотечного обслуживания в современном библиотековедении предполагает составление профессиональной характеристики библиотекарей. Наряду с производственными рассматриваются и личные факторы библиотечного труда. Учитываются индивидуальные особенности и читателей и библиотекарей, уровень их образовательной и специальной подготовки, опыт, интересы, специфика восприятия библиотечной среды.

Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г.

Этот документ впитал в себя основные положения в этой области, принятые в международной библиотечной среде. Основные ценности, которые постулируются «Кодексом…», это: уважение к каждому читателю и его информационному запросу, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение максимального комфорта при работе с информацией, обеспечение конфиденциальности его запроса, если это не противоречит закону. В профессиональном кодексе этики отражаются все ценности и нравственные идеалы профессии на функции библиотеки. Кодекс профессиональной этики устанавливает приемлемые границы поведения и критерии, которыми руководствуются специалисты, осуществляя свою профессиональную деятельность, т.е. кодекс призван четко сформулировать принципы правильного поведения библиотекаря во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Он дает основу для последовательного исполнения этических норм поведения представителям библиотечной профессии.

Необходимо, чтобы этика поведения библиотекарей максимально способствовала осуществлению права пользователей на информацию – это и есть главная сфера совпадения ценностей библиотекарей и читателей, в результате которого достигается максимально высокое качество обслуживания.

В практике современных библиотек библиотекари также все более сталкиваются с проблемами, регулируемыми принципами информационной этики. Одна из них – вновь обострившаяся проблема цензуры. Современные технические средства позволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей по бесконечному количеству признаков.. Однако сам факт фильтрации информации в электронных сетях требует этического самоопределения. Ибо при отсутствии такового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничении доступа решается на субъективной основе.

Другая актуализированная проблема – конфиденциальности потребителя информации. Cовременные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», а каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Причем делать это возможно опять-таки анонимно. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной.

Библиотекарь и читатель в контексте библиотечного обслуживания

В библиотечном обслуживании как в процессе личностно-двустороннем есть много такого, что выходит за рамки официальной библиотечной политики, поскольку определяется подготовленностью библиотекаря и читателя к сотрудничеству, взаимодействию. В последние годы всё чаще отмечается, что принципиальное изменение отношений читателя и библиотекаря на основах полного равноправия, истинного партнёрства – это одно из основных условий для создания качественно иной библиотеки, библиотеки для читателя.

Чтобы улучшить обслуживание, библиотекарю необходимы не только новые знания и умения, но и способность к самооценке – к пониманию и критическому анализу особенностей своего профессионального поведения. Исследования показывают, что библиотекарям свойственна достаточно высокая самооценка, а творческая неудовлетворённость преобладает у них над удовлетворённостью.

Качественное обслуживание читателей: Понятие весьма ёмкое. В него входит весь комплекс услуг, оказываемых библиотекой: фонд, крепкая материально-техническая база, комфортные условия работы в библиотеке, культура обслуживания, качественный уровень представления информации и др. Чтобы иметь моральное право обслуживать читателей, библиотекарю необходимо обладать высокими профессиональными качествами.

Многое зависит и от личных качеств библиотекаря. С одной стороны, у людей, занятых в библиотечном деле, проявляются общие черты характера, которые влияют на трудовые процессы: некоторый консерватизм, любовь к порядку, склонность к систематизации знаний, уважение к авторитетам, профессиональное достоинство, соблюдение этикета. С другой стороны, от индивидуальности библиотекаря, внутренней свободы, смелости в принятии решений во многом зависит климат в коллективе и соблюдение нравственных норм обслуживания пользователей библиотеки.

Приход читателя в библиотеку, связанный со сдачей прочитанной книги или с целью взять новую, неизбежно приводит к контакту с библиотекарем. Будет ли этот контакт плодотворным, возникнет ли в процессе общения беседа в её библиотечном понимании – во многом зависит от библиотекаря.

Библиотечный этикет

Не последнее место в общении с читателями играет библиотечный этикет.

Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и т.д.

Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и т.д.

По мнению психологов, культура общения включает в себя три составных элемента: умение разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно откликаться на их состояние и поведение, выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который не расходясь с требованиями морали, в тоже время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям взаимодействующих людей.

Какими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнить работу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними?

Для библиотекаря очень важны такие качества, как культура общения и поведения (воспитанность), начитанность, развитый интеллект, деликатность, приветливость, предупредительность, добросовестность, эрудиция, уважительное отношение к читателям, корректность, понимание педагогики и психологии личности, стремление к многостороннему общению с людьми, щедрость души и конечно высокая квалификация, профессионализм.

Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляются прежде всего в том, на сколько он стремится раскрыть и познать индивидуальность читателей, их запросы, насколько тонко он выбирает способы поведения по отношению к этим читателям. Устойчивость такого стремления у библиотекаря является одним из ярких проявлений его профессионализма и оказывается одним из важнейших условий общего успеха деятельности библиотек.

Конфликты в обслуживании читателей

Качество обслуживания читателей и предоставления библиотечных услуг во многом связано с проблемой разрешения конфлик­тов, причины которых могут быть как объективными (полнота фонда, и СБА библиотеки, наличие или отсутствие технических средств, комфортных условий для работы читателей и т.п.), так и субъективными, имеющими в своей основе чаще всего нарушение библиотекарем норм профессиональной этики.

Индивидуальное библиотечное обслуживание является одним из самых сложных участков работы современной библиотеки. Как бы хорошо ни была оснащена библиотека, библиотекарь имеет дело с личностью читателя, а это значит, что каждый раз надо заново строить с ним взаимоотношения, основанные, прежде всего на профессиональной этике библиотекаря.

Конфликты между библиотекарем и читателями могут возникать из-за:

· ограниченных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки;

· структурно-организационного несоответствия библиотеки по­требностям читателей и задачам обслуживания;

· расхождения ценностей, норм и приоритетов общающихся;

· некомпетентность читателей, низкого уровня их информационной культуры.

В основе возникновения конфликта лежит чаще всего несколько неоднородных противоречий. Это может быть противоречивость самого запроса читателя. Например:

· противоречие между целью чтения и запрашиваемыми изданиями, содержание которых этому требованию не соответствует;

· противоречие между сложностью текста и уровнем общей и читательской подготовки абонента;

· противоречие между потребностями читателей и составом библиотечного фонда и т.д.

Следующая группа причин связана с качеством обслуживания.

Поводы для таких конфликтов также чрезвычайно разнообразны. К ним, например, относятся:

· затраты времени на ожидание обслуживания (очереди);

· затраты времени на ожидание выполнения читательского запроса;

· ошибочное предоставление читателю вместо запрошенного другого издания или необоснованная замена по инициативе библиотекаря и другие организационно-технологические причины.

Типичными причинами подобных конфликтов являются:

· игнорирование читательских запросов;

· отсутствие искреннего желания удовлетворить запрос;

формальное отношение к требованиям пользователей.

Одними из типичных причин возникновения конфликтных ситуаций являются: некачественно выполненная платная услуга, недобросовестная реклама, когда пользователь не получает услуг, рекламируемого качества, а также чрезмерно высокая плата, с точки зрения пользователя, не обеспечивающая при этом еще и высокого качества выполнения услуги.

Если организационные конфликты могут быть сравнительно легко разрешены, то межличностные конфликты нередко принимают затяжную форму и крайне отрицательно сказываются на взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Поэтому важно соблюдать такт при разрешении организационных конфликтов, чтобы они не переросли в конфликтные отношения между читателем и библиотекарем.

Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Сейчас в коллективах библиотек часто проводят психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.

В «Справочнике библиотекаря» приведены рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки. Вот некоторые из них:

· во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;

· работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;

· если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать;

· недопустимо спорить с читателем;

· следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;

· библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».

Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.

Библиотечная этика за рубежом

Если мы сравним Российский кодекс с аналогичными документами других стран (а необходимость подобного сравнения обусловлена «молодостью» нашего документа), то увидим, что в целом он соответствует принципам, уже получившим распространение в нашей профессиональной среде.

В данной сфере отметим следующие наиболее часто встречающиеся утверждения: приоритет инте­ресов пользователя; равное право для всех пользо­вателей; соблюдение конфиденциальности. Почти все библиотечные сообщества стран, попавших в книгу «Библиотечная этика…», ставят интересы пользователя превыше всего.

Как отмечается в «Кодексе поведения библиотекаря Италии» «Кодекс поведения – этический кодекс, обязательный для библиотекаря-профессионала, он не является кодексом правовых положений». Данная ситуация типична, но не единственна, в ряде стран (например, Кодексы Великобритании, Мексики) библиотекарь, нарушивший кодекс, вынужден предстать перед дисциплинарным комитетом или комиссией, обладающей широкими полномочиями, вплоть до признания несоответствия занимаемой должности с вполне определенными последствиями. В ходе подготовки Кодекса этики российского библиотекаря обсуждался вопрос о создании Совета по этике при РБА, однако он не получил поддержки в силу того, что, как отмечалось, «деятельность подобной структуры может способствовать развитию нежелательных явлений». Подобное решение мотивировано не столько профессионально, сколько исторически ситуативно – как следствие сегодняшнего негативного отношения к деятельности «советов», и к публичному обсуждению поступков, с точки зрения их моральной оценки. В ряде стран, не отягощенных комплексом «неполноценного прошлого» вопрос решается по-другому. Интересны в связи с этим профессиональные суды чести, также играющие определенную роль в библиотечной среде.

Рассмотрим несколько подробнее один из наиболее известных кодексов профессиональной библиотечной организации, послуживший основой для многих подобных, — Кодекс профессиональной этики Американской библиотечной ассоциации. Принятый впервые в 1939 г., он периодически уточнялся и дополнялся, хотя основные принципы, заложенные в нем, оставались неизменными. Если сравнить ныне действующий Кодекс 1995 г. и предшествующий, 1981 г., то станет ясно, что помимо редакционных уточнений изменения коснулись введения двух новых пунктов: признание и уважение прав интеллектуальной собственности (п.4); стремление к высокому профессиональному уровню, обмену знаниями и опытом, поощрение профессионального развития сотрудников и привлечение потенциальных членов библиотечной профессии (п.8).

Практически все нормы профессиональной этики связаны с правами читателей. В этом смысле американский Кодекс, являясь основой формирования корпоративной морали, открыт более, чем какой-либо другой, выполняя одновременно роль профессиональной декларации о своих обязанностях по отношению к читателю.

Документ несколько иного рода – в основе деятельности другой старейшей в мире библиотечной ассоциации – Великобритании. Это Кодекс профессионального поведения, принятый в 1983 г. и пересмотренный в 1996 г. Его главное отличие – в большей императивности: если кодексы профессиональной этики носят характер заявления о свободном волеизъявлении, исповедании каких-либо принципов, то все статьи Кодекса Великобритании начинаются с фиксации: «должны», «обязаны». Существование дисциплинарного комитета в рамках Ассоциации позволяет реально контролировать и накладывать санкции на нарушивших Кодекс библиотекарей. В то же время подобный Комитет может занимать активную позицию при возникновении конфликта библиотекаря с администрацией.

Среди недавно принятых документов — Кодекс этики библиотекаря Украины, утвержденный Украинской библиотечной ассоциацией 30 мая 1996 г. В основном данный Кодекс соответствует тем принципам подобных документов, о которых мы уже сказали. В то же время некоторые принципы не являются специфичными для библиотечной профессии и звучат как декларация человеческой порядочности: «мы придерживаемся общечеловеческих принципов морали, гуманизма», «мы уважаем человеческое достоинство». Другой специфической чертой Кодекса является то, что он идентифицирован конкретной стране:

-обеспечивает библиотечно-информационное обслуживание в условиях развития демократической независимой Украины;

-обеспечивает сохранность и обогащение духовных ценностей народа Украины, способствует развитию национальных культур.

Ознакомление с кодексами полезно не только тем, кого интересуют вопросы библиотечной этики. В каждом этическом кодексе практически сконцентрирована идеология, парадигма развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам.

Таким образом, профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для хорошего обслуживания посетителей библиотек. Поэтому составители кодексов убеждены, что наипервейшим законом этики профессионала должно быть служение читателям. Читатель может и не оценить до конца усилия библиотекаря, но добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей сотрудниками библиотеки способствует большему доверию со стороны читателей, а соблюдение этических норм – лучший способ упрочить статус библиотек.

Библиотекарь

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых «закрытых» и «недопонятых».

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых «закрытых» и «недопонятых».

Задайте вопрос любому прохожему «В чем заключается работа библиотекаря?», и Вы скорее всего услышите «В выдаче книг». В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только «внешний» аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто «хранитель книг», а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

Кто такой библиотекарь?

Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

Название профессии образовалось от слова библиотека, которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых «книг» в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

Недостатки профессии библиотекаря

Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд «разбросан» по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца. .

Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
  • Московский государственный университет культуры и искусств
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств
  • Белгородский государственный институт культуры
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Особенности профессии

Профессия библиотекаря относится к числу информационных (к ним также относятся архивист, музейный работник, издатель и т.п.).

Информатизация – важная составляющая в работе библиотекаря: он организует хранение информации (изданий) и занимается её поиском. И библиотекарю приходится осваивать современные информационные технологии.

В крупных библиотеках работа по читательскому запросу занимает довольно много времени. Например, библиотекарь читального зала принимает список-запрос и отсылает его в тематический отдел, который может находиться на другом этаже или даже в другом корпусе. Сотрудники этого отдела находят нужные книги и с помощью транспортёра, специального лифта и т.п. устройств отсылают их в читальный зал. К счастью, современные технологии позволяют упростить процесс.

Современная библиотека – это не просто собрание бумажных изданий, нормативных документов, документов или диссертаций. Компьютерные технологии позволяют перевести многие бумажные документы на цифровые носители. Более того, некоторые современные издания изначально существуют исключительно в виртуальном виде и могут распространяться через Интернет.

Поэтому крупнейшие библиотеки создают цифровые фонды. В результате читатели могут «ходить» в библиотеку, не выходя из дома, а в самих библиотеках заметно сокращаются очереди. Перевод в электронный вид позволяет сохранить редкие и старинные книги, старые архивные документы и т.п., избавляя их от частого перелистывания, яркого света и др. губительных факторов.

Оцифровываются и библиотечные каталоги. Со временем эта тенденция полностью изменит структуру каждой библиотеки и всей библиотечной системы. Но это не значит, что библиотекарь превращается в оператора ПК. Его задачи остаются прежними, меняются лишь некоторые инструменты работы.

В работе библиотекаря есть место творчеству. Библиотекарь участвует в комплектовании фонда библиотеки, а для этого изучает читательский спрос. Обрабатывает полученную литературу: вносит книги в библиотечный каталог, для каждого экземпляра заполняет карточку учёта.

Также библиотеки организуют тематические кружки, встречи с авторами и т.п. Это требует от библиотекарей новых идей и постоянного расширения кругозора. Библиотекарь учится постоянно, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари не ограничиваются высшим образованием и оканчивают аспирантуру. Кроме того, каждая библиотека имеет свою специфику. Для успешной работы библиотекарю, независимо от образования, приходится изучать особенности её тематики, особенности читательской аудитории.

style=»padding-top: 70px; margin-top: -70px;»> Рабочее место

Государственные и ведомственные библиотеки, библиотеки научных учреждений, вузов, школ, предприятий.

>Зарплата на 02.05.2019 Россия 10000—40000 ₽ Москва 20000—46000 ₽ style=»padding-top: 70px; margin-top: -70px;»> Важные качества

Интерес к чтению, эрудиция, хорошая память, доброжелательность, общительность.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*