admin / 12.12.2018

Откуда взялись приметы

Происхождение известных примет

Самые простые приметы – красный закат в теплое время года. Примета почти стопроцентно говорит о том, что следующие сутки будет жара. А вот если зимой будет аналогичная примета, то это к морозам.

Очень много существует примет, которые связанны с различными изменениями в поведении птиц, насекомых, и кто бы мог подумать, даже растений. Например, прячущая во время сна нос кошка предвещает заморозки, или летающие низко над землей ласточки – к дождю. Такие бытовые приметы так и возникают, после того как обычные люди начинают замечать причинно — следственные связи между происходящими событиями.

К примеру, всеми слышанная примета, когда дорогу перебежала черная кошка, и что это не к добру. Эта примета берет свои корни из времен, когда некоторые народы отождествили кошек с нечистыми силами. А вот народы которые считали котов божественными существами, например, Древний Египет, наоборот, считали, что встретить кошку – хороший знак. Так что в этом плане нужно делать поправку на ту или иную специфику конкретно взятого региона. Таким образом и складываются различные приметы, которые у разных этносов могут кардинально различаться, вызывать разные эмоции, что и влечет за собой различные последствия. А мысли ведь материальны. Так что какая бы примета ни была, вам не стоит думать о негативе, к примеру, когда просыпалась соль за столом, все знают что это к ссоре.

Но что же порождает такие приметы? Логичным представляется объяснение, что человека могли просто осуждать за неуклюжесть, за то, что он что-либо рассыпал, разбил посуду, все в таком духе. А вот чтобы ускользнуть от плохого, например, нужно бросить несколько щепоток соли за левое плечо. Скорее всего, эта примета возникла от того, что если человек, рассыпавший соль, незаметно от хозяев уберет следы своей неосторожности, это позволит избежать ссор с хозяевами.

Приметы, связанные с дорогой

Довольно много примет связанно и с дорогой, путешествиями. Вот одна из них – перед дорогой нельзя ничего шить, а то “зашьется” сам путь. Можно предположить, что происходит она от того, что если заниматься шитьем перед дорогой, можно опоздать на поезд, и никакого путешествия не получится. А вот всем известная примета – посидеть на дорожку имеет прямое практическое объяснение. В суете, когда собирают сумки с вещами в дорогу, запросто можно что-то забыть. Поэтому нужно присесть, и хорошенько подумать, какие вещи вы взяли, а какие могли забыть. Подумать о предстоящих делах в поездке. Еще одна примета с дорогой – возвращаться на полпути обратно в дом. Примета говорит о том, что зайдя в прихожую, нужно посмотреть на себя в зеркало. Считается что это позволит исправить негативную энергетику, вызванную скорым возвращением, сделать новую дорогу прямой и успешной, а не “кривой”.

  • Олеся

В каждой современной религии имеется большое количество различных обрядов и праздников. Религия учит, что эти праздники и обряды имеют божественное происхождение, установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они в том самом виде, в каком существуют сейчас, совершенно не изменившись за многие столетия.

На самом деле все это не так. Религиозные обряды и праздники имеют вовсе не небесное происхождение. Они установлены не богом, а самими людьми. Истоки большинства праздников и обрядов лежат в наивных верованиях первобытных народов.

Жизнь первобытных людей была очень сурова и трудна. Беспомощные, безоружные в борьбе с природой, наши далекие предки находились под гнетом ее стихийных сил. Люди не знали, что принесет им завтрашний день, ожидали его с тревогой и страхом.

Мог ли человек в то время успешно бороться с силами природы, если не знал ее законов, не понимал причин тех явлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу? Он не знал, почему день сменяется ночью, почему гремит гром и сверкает молния, отчего наступают холода и возникают лесные пожары.

Непонимание причин этих и многих других явлений, бессилие и страх первобытного человека перед силами природы породили в его сознании представление о том, что в мире существуют какие-то таинственные, могущественные силы, которые управляют всей земной жизнью, и от этих сил зависит благополучие людей. Позднее наши предки наделили эти силы душой, уподобили их человеку, поверив, что путем особых, колдовских действий их можно задобрить, умилостивить, расположить к себе. Для этой цели они совершали различные магические действия, произносили заклинания, делали жертвоприношения своим могущественным покровителям. Человек обращался к духам, веря, что этим он спасает свою жизнь, свое хозяйство от недобрых действий сверхъестественных сил.

Особенно важным, как полагали древние люди, было задобрить всесильных духов в дни, связанные с определенными важными хозяйственными моментами в жизни человека — ведь от них зависело все их дальнейшее существование. Для скотоводческих племен большое значение имело время выгона скота в поле, перевода животных с одного пастбища на другое, рождения молодняка. У земледельцев решающими были дни пахоты, сева, уборки урожая. А в жизни охотников большую роль играло время их выхода на охоту. Перед этими важнейшими в жизни древних людей событиями они коллективно обращались к своим духам-богам с просьбами, заклинаниями, совершали жертвоприношения, пытаясь заручиться их поддержкой в хозяйственных делах. Постепенно все эти действия люди стали повторять из года в год в одно и то же время, так как большинство хозяйственных работ имело сезонный характер. Дни коллективного обращения к могущественным духам постепенно выделялись из массы обычных дней и со временем превратились в религиозные праздники.

Христианская религия заимствовала многие праздники и обряды из религий первобытных народов. Конечно, они были подвергнуты значительной переработке, получили новое содержание, новое толкование. Христианские праздники и обряды стали связываться с именами Христа, богородицы, разных святых угодников. Но как бы ни видоизменились праздники наших далеких предков в христианской религии, почти в каждом из них можно найти черты, сохранившиеся от верований первобытных людей.

Что, например, представляет собой такой широко почитаемый верующими праздник, как Ильин день?

Служители церкви утверждают, что это «истинно христианский праздник». Но это не так. Сам «пророк» Илья заимствован христианами из религий древних еврейских племен, которые почитали божество, называвшееся у них просто Эл или Ил, то есть бог. Когда евреи стали почитать единого бога Яхве, этот Ил занял в их верованиях место подчиненного Яхве. К его имени прибавили букву «я», и получился «Илия». От евреев почитание пророка Ильи и перешло впоследствии к христианам.

Заимствовали христиане у древних народов и других богов, а вместе с ними и праздники в честь этих небесных покровителей. И Николин день, и праздник святого Георгия, и день святого Пантелеймона-целителя, и другие христианские праздники представляют собой видоизмененные, переработанные, по-новому истолкованные празднества древних людей, наших далеких предков.

Следы древних верований можно обнаружить и во всем известных обрядах современных религий.

Что, например, представляет собой молитва верующих людей?

Оказывается, это всего лишь видоизмененная форма тех самых магических заклинаний первобытного человека, с которыми он обращался к своим всесильным духам-богам. Древние люди, не зная, откуда взялась человеческая речь и вообще человеческое сознание, и почему речью обладают только люди, приписывали слову особую, колдовскую силу. Они верили, что определенные слова, которые сопровождаются определенными действиями, могут воздействовать на духов, повлиять на них, помочь добиться от могущественных владык природы содействия в нужном деле. В современных церковных наставлениях указывается, что назначение молитвы — просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния. Но ведь то же самое назначение имели и заклинания первобытных людей!

Сохранилось в христианской религии и представление древнего человека о том, что молитва приобретает особую силу, если ее повторять много раз подряд. А некоторые действия, которыми сопровождаются молитвы, — коленопреклонение, воздевание рук и т. п. — христиане переняли у древних египтян — язычников. Пережитком верования древних народов являются и такие обряды, как целование икон.

В основе всех религиозных праздников и обрядов лежит прежде всего идея смирения, слепой покорности судьбе, терпения. Это полностью соответствует интересам церкви, всегда отражающей интересы эксплуататорских классов (сегодня таким классом является буржуазия). Церковь убеждает верующих, что человек — существо греховное, от природы ничтожное, это «жалкий червь» — «песчинка» перед богом. Лишь посредством страданий и лишений, терпения и смирения человек может вымолить себе место в «царстве божьем», «за гробом». Получается, что во всех бедствиях народных, в нищете и бесправии виноваты не эксплуататоры, не капиталисты и их правительства, а сами трудящиеся с их «грехами». Вина действительно виноватых перекладывается на невиновных, грабителя — на ограбленных, угнетателя — на угнетаемых. Чего же может быть лучше для эксплуататоров, живущих за счет чужого труда? Вот поэтому капиталисты, как и прежние эксплуататоры — рабовладельцы и феодалы-помещики, поддерживали и будут поддерживать религию в любой ее форме, потому что она помогаем им сохранять свое господство в обществе, держать миллионы людей в своем подчинении.

В дни религиозных праздников с церковных амвонов особенно усиленно проповедуется еще одна крайне выгодная всем эксплуататорам идея — идея всеобщей любви и классового мира. «Все люди — братья», — провозглашают служители церкви.

Но может ли быть братом капиталисту рабочий, который гнет спину на своего хозяина, получая за это жалкие гроши? Может ли быть братом помещику безземельный крестьянин, от зари до зари работающий на него?

Если ты действительно брат — делись с рабочим и крестьянином всем, что имеешь, поровну, работай с ним наравне от зари до зари. Тогда ты будешь настоящим братом. А когда одни прожигают жизнь на роскошных яхтах и в Куршавелях, а другим за счастье иметь на столе макароны с постным маслом, это не братская любовь, а классовая борьба. Это классовая ненависть эксплуататоров к эксплуатируемым — к тем, кого они обирают и за чей счет живут.

Подобные проповеди о классовом мире имеют одну цель: отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от всяких попыток изменить несправедливый общественный строй, не дать бедным и угнетенным возможность разогнуть спину и ощутить себя людьми.

Как и всякая религия, все ее проявления, в том числе религиозные праздники и обряды, приносят большой вред, обезоруживая людей, не позволяя им сопротивляться своим угнетателям. В дни религиозных праздников духовенство вновь и вновь внушает верующим, что всякая борьба за лучшую жизнь в этом мире бесплодна, так как все находится во власти всевышнего. Попы убеждают верующих, что люди должны не бороться за лучшее будущее на земле, а ждать божьей милости, когда бог сам сподобится устроить им лучшую жизнь, а если не сподобится, то так тому и быть — бог лучше знает, кого любить, а кого миловать.

Только лучшая жизнь с ожиданием божьего чуда никогда не произойдет, если люди сами не станут решать свои проблемы, если они сами не побеспокоятся о себе, не дожидаясь милости божьей. Как это делается, известно: наши деды и прадеды наглядно это показали почти сто лет назад. Осталось теперь только их внукам и правнукам — нам с вами — навести порядок в своей голове, крепко осознав, что собственную жизнь мы строим сами каждым своим действием и каждым своим поступком. И если сегодня мы идем в церковь молиться вместо того, чтобы скинуть со своей шеи всех этих паразитов, значит горя на наши плечи ляжет еще немало.

О.В.

История, возникновение и происхождение примет 5.00/5 (1 голосов)

Приметы всегда шли в ногу с человечеством, пугая суеверных и раздражая скептиков, порой они губили целые народы, иногда спасали жизни, но откуда же берет свои истоки суеверие?

Возникновение и смысл примет

С давних времен, когда во всем мире преобладало язычество, сложилось большинство тех примет и поверий, в которые до сих пор верят, и те, которые уже давно забыли. Известно много народных поверий, как хороших, так и плохих.

Например, очень распространенная в наши дни примета – «Сплюнь!». Она подразумевает под собой обязательный сглаз своими словами кого-то или чего-то, если не плюнуть три раза через левое плечо. Происхождение данной приметы идет с древних времен. Это объясняется тем, что, по убеждению древних, по правую сторону от человека всегда шествует ангел, охраняющий его покой, а с левой поджидает удобного момента дьявол. Поэтому и плевать нужно через левое плечо, чтобы наповал сразить нечистого.

Еще один случай – присесть на дорожку. Кто не делал так по настоянию старшего поколения или сам не заставлял всех присесть? Примета довольно популярная и сегодня. И связана она тоже со злым духом. Смысл приметы заключается в том, что в каждом доме существуют духи-проказники, переставляющие важные предметы, прячущие вещи, которые нужны прямо сейчас, ломающие дорогие гаджеты, к которым (вот досада!) уже спрятали инструкцию. Теперь понятно, куда пропадают ключи в последний момент и почему невозможно найти пару носку? И именно, чтобы эти сущности не навредили, нужно присесть на дорожку, таким образом показывая, что никто никуда не собирается. Духи успокаиваются и никому не собираются делать дурного.

Поэтому и говорят, что возвращаться домой, что-то забыв, нельзя. Духи поймут, что их обманули и обязательно насолят хозяевам.

Кстати, о соли. Все знакомы с приметой, гласящей, что рассыпать соль – к несчастью. Так вот ее можно довольно рационально объяснить, обратившись к истории. Смысл заключается в том, что в Древней Руси соль считалась показателем достатка и водилась, как правило, у людей зажиточных. Поэтому и рассыпать ее считалось настоящим несчастьем – поваренная соль стоила баснословных денег.

По той же причине считается плохим предзнаменованием разбить зеркало.

История с черной кошкой тоже довольна проста. Известный факт – в Средневековье вели настоящую охоту на ведьм, боясь их и ненавидя. И наблюдая за кошками видели, что днем их активность повышена, а что они делают ночью, когда спит хозяин, неизвестно. А так как любимый цвет нечисти – черный, отсюда и поверье, что ведьмы перевоплощаются в черных кошек и перебегают дорогу суеверным, заставляя их судорожно хвататься за пуговицы и замки.

Что правда, а что вымысел – решать вправе только сам человек. Главное – не забыть постучать по деревяшке, сказав, что никаких злых духов не существует.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*