admin / 21.03.2018

Пантомима для детей

Значение слова Пантомима по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках. различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica). под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее . Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене. успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви. для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей. любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы. пантомимы — всегда любимцы римских дам. им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров. Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания. при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов. Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете. Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.. при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением. в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом «M &eacute.d&eacute. e et Jason». Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии «Лоэнгрина», Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные. напр. Новерр пользовался сюжетом «Семирамиды» Вольтера, Галеоти — «Макбета» и «Ромео и Джульеты». Подобного рода П. имели до 5 актов. Ум.

Определение слова «Пантомима» по БСЭ:

Пантомима (от греч. pantуmimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально- всё воспроизводящий подражанием)
вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства П. в Европе — в театре Древней Греции и Рима. В средние века к П. обращались Гистрионы, Жонглёры и др., в средние 16-18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте. В 19 в. П. как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)- создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. П. разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. П. занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930- начало 70-х гг. самые известные актёры П.- Ж. Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша).
В России П. входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов. В 19 в. П. ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразительные средства П. привлекли внимание режиссёра К. А. Марджанова, Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.
Особый вид — П. в сопровождении музыки, пения, ритмического аккомпанемента — распространён с древнейших времён в Индии, Индонезии и др. странах Азии.
Современная П. включает в себя искусство Мима (один актёр) и представления со всеми признаками театрального спектакля. В Советском Союзе получили развитие оба вида.
Лит.: Румнев А., О пантомиме. Театр кино, М., 1964.

Расскажите вашим друзьям что такое — Пантомима. Поделитесь этим на своей странице.

Театр-экспромт для детей. Сценарий

Творческие задания для театральной студии в детском саду и начальной школе Мурашова Наталия Юрьевна Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 58 г.Хабаровск.
Цель: Театрализация известной сказки в детском саду.
Задачи:
— Адаптировать известные всем сказочные сюжеты для коротких театрализованных постановок;
— Организовать условия для творческого самовыражения группы детей;
— Развить навыки импровизации у будущих КВНщиков .
Описание: Идея переделать русские народные сказки для коротеньких импровизаций пришла ко мне давно. Как раз тогда я разрабатывала и апробировала свою программу театрального кружка для разных параллелей. «Золотой ключик», «Красная шапочка», и «Аленький цветочек» достались среднему звену, а эти сказки я переписала для начальной школы. Но, думаю, в детском саду они будут даже более уместны (можно чуть-чуть переписать реплики в сказке Колобок, так как я ее делала для 4 класса). Где-то еще была у меня сказка про Машеньку и трех медведей… но за давностью лет куда-то подевалась распечатка. Найду и позже опубликую.
Такой театр-экспромт пригодится многим: воспитателям, педагогам дополнительного образования, руководителям театрального кружка, анимматорам и заинтересованным родителям. Его можно использовать на любом детском дне рождения, праздновании Дня именинника в классе, на занятиях театрального кружка в детском саду или начальной школе, во всевозможных мероприятиях, посвященных неделе театра.
Ход работы:
Каждому участнику действия выдается листик с одной единственной фразой, которую он должен будет говорить каждый раз, когда услышит свое «имя» (роль).
Важно объяснить, что фразу свою нужно говорить каждый раз по-другому: с разными эмоциями, соответствующими ситуации.
Крайне важно прорепетировать пару раз заранее.
«КУРОЧКА РЯБА»
Действующие лица:
Дед – «Старость – не радость»
Бабка – «Молодость – не жизнь!»
Курочка Ряба – «Кудах –тах-тах!»
Яйцо – «А я с сюрпризом!»
Мышка – «Ну ничего без меня сделать не могут!»
ТЕАТР – ЭКСПРОМТ (текст читает взрослый)
Жили были Дед (реплика) и Баба (реплика). И была у них Курочка Ряба (реплика). Снесла Курочка(реплика) Яичко(реплика) – не простое, а золотое Яичко(реплика). Дед(реплика) бил-бил, не разбил. Баба (реплика) била-била, не разбила. А Мышка (реплика) бежала, хвостиком махнула… Яичко(реплика возмущенно) покатилось, упало и разбилось. Дед (рыдая, говорит свою реплику) плачет, Баба(рыдая, говорит свою реплику) плачет, а Курочка (реплика) кудахчет. «Не плачь, Дед (реплика), не плачь, Баба (реплика), я снесу вам другое Яичко (реплика обиженно). Не золотое, а простое». И с той поры стала Курочка Ряба (реплика) каждый день по Яичку (выбегает еще одно яйцо и говорит реплику: И я с сюрпризом!) нести. А то и по два (выбегает второе яйцо: И я — тоже!), а то и по три (выбегает еще одно: Да мы тут все с сюрпризами!). Вот только золотых среди них уже не было.
Все артисты выходят на поклон.
«КОЛОБОК»
Действующие лица:
Старик – «Есть хочу!»
Старуха – «Где моя сковорода!»
Колобок – «Нас не догонят!»
Заяц – «Скок-поскок, а я голоден как волк». (можно в тельняшке, как ВДВ-шник)
Волк – «Шняга шняжная – жизнь общажная. У-У-У-У» (можно с гитарой)
Медведь – «Я здесь самый сильный!» (самый крупный или, наоборот, самый мелкий актер)
Лиса – «Я не ем колобков, лучше дайте мне грибов»
ТЕКСТ
Жили – были Старик (реплика) со Старухой (реплика). Как-то раз Старуха (реплика) по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто, испекла Колобок (реплика) и положила его на окошко студиться. Надоело Колобку (реплика) на окошке лежать и покатился он с подоконника – на завалинку, с завалинки – на крылечко, с крылечка – на дорожку…
Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Заяц (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Заяц (реплика обиженно) его и видел.
Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Волк (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Волк (реплика) его и видел.
Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Медведь (реплика басом). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Медведь (реплика) его и видел.
Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Лиса (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку, а пока пел, Лиса (реплика, потирая лапки) тихонечко подкралась и съела.
Тут и сказке конец. Кто смотрел – тот молодец!
«ТЕРЕМОК»
Действующие лица:
Теремок (2 человека) – «Заходите, будьте как дома!»(взявшись за руки)
Мышка – «Я мышка-норушка»(чешет лапкой за ушком)
Лягушка – «Я лягушка-квакушка»(прыгает)
Ежик – «Я ежик-четвероножик»
Грач – «Я иностранный грач – фенькью вери мач»(машет крыльями)
Ослик – «А я грустный ослик – до выборов и после»
Медведь – «Я сейчас всех буду давить!»
Текст (читает взрослый, делая паузы для реплик)
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Мышка (реплика) бежит, побежала и стучит в Теремок. И стала Мышка (реплика) жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Лягушка (реплика) бежит, побежала ближе и стучит. Выглянула Мышка (реплика) и стала звать к себе Лягушку (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Ежик (реплика) бежит, побежал он к двери и стучит. И стали Мышка (реплика) да Лягушка (реплика) звать (машут лапками) к себе Ежика (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот над полем Грач (реплика важно) летит, опустился возле двери и стучит. И стали Мышка (реплика), Лягушка (реплика) да Ежик (реплика) звать к себе Грача (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Ослик (реплика) идет, подошел он к двери и стучит.. И стали Мышка(реплика), Лягушка(реплика), Ежик (реплика) да Грач (реплика) звать к себе Ослика вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Медведь (реплика) бредет, подошел он к двери и ревет.. Испугались Мышка(реплика испуганно), Лягушка (реплика испуганно), Ежик(реплика испуганно), Грач (реплика испуганно) и Ослик (реплика испуганно) да и выскочили из Теремка(реплика испуганно). А Медведь (реплика) залез на крышу (обнял за плечи «теремок») и раздавил Теремок(реплика хором и умирающим голосом).
Вот и сказке конец! Каждый зритель — молодец!
Актеры выходят на поклон
Надеюсь, кому-то пригодятся наши наработки

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованная деятельность в детском садуТеатр во второй младшей группеШляпа своими руками. Мастер-класс с пошаговым фотоСценарий театрализованного представления для детей с ограниченными возможностями (ДЦП)

Мастер-класс «Пантомима как средство эмоционального развития дошкольника»

Елена Диденко
Мастер-класс «Пантомима как средство эмоционального развития дошкольника»

ТЕМА. «ПАНТОМИМА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА».

МАСТЕР-КЛАСС.

Проводит музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ№1 г. Александров Диденко Елена Сергеевна.

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА.

ЦЕЛЬ. Повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей. Передача коллегам личного профессионального опыта, авторских разработок в сфере творческой практической деятельности.

ЗАДАЧИ. Упорядочить, организовать, систематизировать уже имеющиеся знания и творческий опыт по данной теме. Развивать навыки сотрудничества, общения. Вызвать желание развивать свой творческий потенциал. Обратить внимание на важность занятий пантомимой для детей дошкольного возраста.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Практический, словесный, объяснение, игровой.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Понимание участниками мастер-класса сути профессионального опыта передаваемого педагогом Диденко Е. С. Практическое освоение участниками мастер-класса методов и приёмов выполнения творческих заданий.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Карточки с изображением эмоций человека, ситуаций из жизни, карточки с изображением животных. Презентация на тему «Пантомима».

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ. Мультимедийное оборудование, аудиозаписи.

Ход МАСТЕР-КЛАССА.

1. Актуализация темы. Вводное слово о жанре пантомимы и необходимости занятий по этой теме с воспитанниками и педсоставом.

2. Показ презентации «Пантомима».

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Выполнение творческих заданий по теме «Пантомима в непосредственной музыкально-образовательной деятельности как средство эмоционального развития дошкольника».

ВОПРОС к аудитории. Как вы думаете,с чего мы начнём наше знакомство. (с приветствия).

Приветствие. Участники располагаются по кругу. Ведущий жестами приветствует сидящего рядом, тот другого и так по кругу,пока приветствие не вернётся к ведущему.

Организуем свой театр пантомимы. «Артисты» под музыку или без музыки изобразят:

«Изобразите звучащие предметы» (все «объекты» звучащие, значит, кроме пантомимы нужен и «звук»); мотоцикл, самолёт, часы с кукушкой,

«Изобразите предметы без звука» (мигающую лампочку, плюшевого мишку, мячик, зонт,дом).

Придумайте свои предметы.

Вопрос к аудитории. Что нужно учитывать,на что опираться при выполнении этого задания детьми? (накопление впечатлений жизненного опыта).

«Изобрази сначала без музыки потом под музыку» (дирижёра, который руководит оркестром, исполняющим военный марш, вальс, польку, народную песню, эстрадный танец)

Вопрос. В чём заключается трудность выполнения этого задания для детей? Предложите свои варианты.

«Изобрази ситуации из жизни» (парикмахера, который делает стрижку, причёску,бреет бороду, заплетает косы,расчёсывает волосы или повара,который печёт пирожки,варит суп,чистит картошку)

«Изобрази кем хочешь стать» (жестами «рассказывают» о том, кем хотят стать)

Вопрос. Как вы думаете, почему дети с удовольствием выполняют эти задания?

«Объект для изображения» (изображают гордого петушка, трусливого зайца, хитрую лису, красавца павлина, голодного волка –можно раздать карточки с изображением этих животных).Здесь главное- передать «характер» животного или птицы мимикой. Сделать всё это надо весело, с выдумкой.

Вопрос. Какие ещё объекты для изображения доступны детям? (солнышко, дождик, падающие листья, падающие снежинки, распускающиеся цветы).

«Ещё объекты для изображения» (изобразить старушку с собачкой на поводке; пешехода у которого жмут ботинки; человека у которого болит зуб; девушку, говорящую по телефону; маму с детьми, переходящими дорогу)

«Покажи «походку» (курицы, индюка, гуся, пингвина. Пусть «артисты» попрыгают как лягушки, кенгуру, обезьяна, птички,

покажут как ползёт по земле змея или крокодил)

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПАНТОМИМЫ. СЕЙЧАС БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАТРЕНИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ К БЕСПРЕДМЕТНОМУ ДЕЙСТВИЮ.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ОТРАБОТАЕТСЯ ЧЁТКОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬ КАЖДОГО ДВИЖЕНИЯ. НАЧНЁМ С УПРАЖНЕНИЙ,КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ – «НЕВИДИМОЕ СДЕЛАТЬ ВИДИМЫМ».ВЫПОЛНЯЮТ ВСЕ УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА.

1. Вылепите из воображаемого теста (или пластилина) бусы. Нанижите их на нитку. Из того же «материала» вылепите небольшую фигуру человека.

2. Сложите из воображаемой газетной бумаги: «птичку», «конверт», «лодку».

3. Отмотайте с катушки нитку, оторвите её, вденьте в иглу; заштопайте носок, пришейте пуговицу.

ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ХОРОШО РАЗВИВАЮТ ВООБРАЖЕНИЕ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МИКС «ТАНЦЫ МОЕГО НАРОДА»: хоровод с пением, полька, вальс, кадриль, барыня, цыганочка и т. д.

ВЫВОД. Безусловно, все предложенные задания доступны и полезны детям. Заниматься таким видом творческой деятельности нужно как можно чаще и систематически использовать её элементы не только на музыкальных занятиях но и во время пребывания детей в группе, на прогулке.

Вопрос. Почему? Приведите свои аргументы.

РЕФЛЕКСИЯ. Прошу поделиться впечатлениями от нашей встречи, заполнить анкету обратной связи.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, Агавелян М. Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»(М. Г. Агавелян,Е. Ю. Данилова,О. Г. Чечулина. М. ,2009).Столяренко Л. Д., «Основы психологии». Ростов на Дону. 1996г

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*