admin / 04.05.2019

Профилактика здоровья

Профилактика заболеваний и укрепление здоровья

Все знают, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Но мало кто на деле занимается профилактикой. Если человек работает в детском, медицинском учреждении или в сфере общественного питания, он проходит плановые медицинские осмотры. В ряде случаев ему также делаются профилактические прививки. Тогда как большинство из нас, зная о надвигающейся эпидемии гриппа, не спешит в кабинеты доврачебной помощи. О вакцинации даже говорить не приходится. К ней можно относиться по-разному, вот только действенность подобных мер никто не отменял.

Следует внимательно относиться к своему здоровью чтобы не стать мишенью для более серьезных заболеваний. Не просто так врачи требуют, чтобы мы делали флюорографию не реже одного раза в год. Некоторые опасные болезни значительно легче поддаются лечению, если выявлены на ранних сроках.

Кое-что в плане профилактики мы можем делать и сами. Например, постараться избавиться от вредных привычек, таких как курение, переедание, злоупотребление алкогольными напитками. Взрослого человека практически невозможно заставить делать зарядку. Но проходить ежедневно пару остановок до метро пешком вы, наверное, в состоянии. Мало кто догадывается, что такая прогулка позволяет избавиться от десятка потенциальных недугов.

Важная тема в деле укрепления здоровья – сбалансированное питание. Потребляйте больше сырых фруктов и овощей – они являются кладезем витаминов и минеральных веществ, позволяющих укрепить иммунитет. Похожим образом действуют кисломолочные продукты, которые благоприятны для нашей кишечной микрофлоры. Особенно полезно козье молоко и продукты его переработки: простокваша, йогурт, творог, сыр. Обязательно потребляйте рыбу и морепродукты, отличающиеся высоким содержанием фосфора. Это незаменимое вещество в таком полезном, но нелегком деле, как укрепление здоровья.

Профилактика заболеваний

Профилактика заболеваний является одной из важнейших задач современного здравоохранения, она заложена в ряде государственных программ и системе ОМС. К тому же даже привычные гигиенические навыки и правильный образ жизни способны оказать профилактическое действие.

Человек с самого раннего возраста может быть подвержен различным заболеваниям. Они влияют на продолжительность жизни и ее качество, снижают трудоспособность и даже становятся причиной инвалидности и социально-бытовой беспомощности. Некоторые болезни характеризуются высокой смертностью, другие повышают риск рождения потомства с различными отклонениями, третьи делают заболевшего человека опасным для окружающих и могут привести к эпидемиям. Во многих случаях профилактические меры способны предупредить развитие заболеваний или сделать их прогноз более благоприятным.

Что такое профилактика

Профилактика заболеваний – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий предупредительно-оздоровительного характера. Ее основными задачами являются:

1. предупреждение появления различных патологических состояний;

2. минимизация действия различных факторов риска;

3. снижение риска развития осложнений возникающих болезней;

4. уменьшение скорости прогрессирования заболеваний;

5. предупреждение хронизации патологических процессов и развития вторичных болезней;

6. снижение выраженности негативных последствий перенесенных заболеваний;

7. общее укрепление здоровья.

Грамотна и комплексная профилактика в целом позволяет снизить заболеваемость и риск возникновения различных эпидемий, сократить продолжительность возникающих болезней и быстрее восстановить трудоспособность.

Профилактика – это не просто какие-то специальные назначаемые врачом медицинские мероприятия. Ежедневная гигиена, здоровый образ жизни, правильная организация рабочего места и соблюдение определенных правил в периоды эпидемий тоже позволяют предупредить развитие многих болезней. Даже забота об окружающей среде и относится к профилактическим мерам.

Кроме индивидуальной профилактики заболеваний, предупредительные и оздоровительные мероприятия могут проводиться на уровне государства, областей, муниципалитетов. Некоторые из них обеспечиваются работодателем или системой лечебно-профилактических учреждений.

Какая бывает профилактика

Согласно определениям ВОЗ, выделяют несколько видов профилактики. Первичная – это разнообразные меры, направленные на устранение факторов риска для всего населения и раннее выявление заболеваний в определенных группах. Она включает различные профилактические осмотры, вакцинацию, гигиеническое воспитание и санитарно-просветительскую работу. К ней также относят совершенствование условий труда на производствах и предприятиях, улучшение общей экологической обстановки и микроклимата жилищ.

Вторичная профилактика заболеваний необходима для выявления и лечения заболеваний на ранних стадиях при наличии факторов риска. При этом используют целевые профилактические осмотры, диспансеризацию, профилактическое лечение и оздоровление определенных социальных или трудовых групп. Также при вторичной профилактике проводят обучение и санитарно-гигиеническое воспитание пациентов, их родственников и лиц из групп риска. Для этого создаются профильные информационно-обучающие программы (школы), ориентированные на людей с определенными заболеваниями. Это может быть сахарный диабет, деменция (слабоумие), гипертония и другие сердечно-сосудистые заболевания, рассеянный склероз и многие другие патологии с потенциально тяжелым течением.

Третичная профилактика проводится уже после подтверждения основного диагноза. Она улучшает прогноз и облегчает течение заболевания. Проводимый при этом комплекс мероприятий направлен на максимальное возможное восстановление трудоспособности и сохранение социально-бытовой активности человека. Необходима и медико-психологическая адаптация заболевшего к его изменившимся потребностям и возможностям.

В целом все виды профилактики заболеваний можно еще разделить на мероприятия личного характера, медицинского и общественного. При этом важно придерживаться комплексного подхода, уделяя особое внимание поддержанию своего здоровья и укреплению защитных сил организма.

Основные меры индивидуальной профилактики

Профилактику нужно начинать еще до появления первых признаков ухудшения здоровья, не дожидаясь специализированных рекомендаций врача. И при этом в первую очередь исключается или хотя бы минимизируется действие основных факторов риска. Общая профилактика заболеваний может включать:

1. соблюдение правил личной гигиены;

2. отказ от курения и приема крепких спиртных напитков;

3. повышение общей двигательной активности, регулярное выполнение физкультуры или гимнастики;

4. очищение собственного жилища от пыли, потенциальных аллергенов и токсинов, регулярное проветривание и увлажнение воздуха в квартирах;

5. переход на сбалансированное полноценное питание, при этом важно учитывать состав пищи, ее калорийность и вид используемой термической обработки;

6. использование соответствующей сезону и погоде одежды;

7. регулярное прохождение комплексных профилактических осмотров, включающих посещение врача, лабораторные и инструментальные обследования;

8. проведение плановой профилактической вакцинации согласно национальному календарю прививок, а также дополнительной вакцинации перед угрожающими эпидемиями или поездкой в страны Азии и Африки;

9. грамотная организация рабочего места;

10. соблюдение режима труда и отдыха, а также естественных биологических циклов сон-бодрствование;

11. избегание личностно-значимых стрессовых ситуаций, своевременное обращение к специалисту для решения внутренних психологических конфликтов;

12. использование естественных факторов для закаливания, укрепления местных защитных барьеров кожи и слизистых оболочек.

В детском возрасте профилактические мероприятия организуют и контролируют родители или заменяющие их взрослые. И обязательными компонентами являются воспитание правильных гигиенических привычек, плановые осмотры и вакцинация с учетом состояния здоровья ребенка, соблюдение режима дня. Важно также контролировать правильность посадки детей за столом во время занятий, обеспечивать гармоничное физическое и психоэмоциональное развитие.

Что желательно делать каждому?

В целом основные профилактические мероприятия укладываются в понятие здорового образа жизни и соблюдения основных санитарно-гигиенических правил. При этом физкультура, посещение бассейна, ежедневная ходьба оказывают тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Это также поддерживает функциональную активность всех участков опорно-двигательного аппарата, что вместе с укреплением мышечного корсета предупреждает раннее изнашивание межпозвонковых дисков и крупных суставов. Правильное питание – это профилактика заболеваний пищеварительного тракта, гиповитаминозов, ожирения и метаболических нарушений. А отказ от курения позволяет существенно снизить риск развития рака легких, пищевода и желудка, болезней бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.

Для предупреждения заражения в сезон ОРВИ врачи рекомендуют по возможности избегать скоплений людей, регулярно промывать нос и полоскать горло слабосолевыми растворами, часто мыть руки. Желательно при посещении общественных мест использовать средства индивидуальной защиты, меняя их каждые 1,5–2 часа. Желательно также часто проводить влажную уборку и проветривание жилых помещений.

Если же человек относится к группе риска по развитию определенного заболевания, ему могут потребоваться дополнительные профилактические меры. Это может быть прием препаратов, санаторно-курортное лечение, соблюдение особой диеты. Такая профилактика заболеваний проводится по назначению врача и обычно дополняется диспансеризацией с регулярно проводимыми целевыми обследованиями.

Профилактика болезней и оздоровление организма

Здоровый образ жизни формируется не только благодаря оздоровительному бегу, различным, физическим упражнениям или закаливанию, психогигиене или рациональному питанию. Он немыслим без постановки правильного дыхания, без применения такого прекрасного метода восстановления, как массаж, без отказа от вредных привычек, без специальных профилактических мер, предупреждающих болезни.

При всей очевидной важности каждого из оздоровительных средств решающим, наиболее действенным остается все-таки весь комплекс оздоровления, сочетание всевозможных средств, по-разному воздействующих на различные органы и системы человека. Такое воздействие предполагает, конечно, серьезные волевые усилия, постепенно переходящие в здоровые привычки.

Повседневные занятия и контроль за своим состоянием не пустая трата времени, а обретение сил и здоровья, которые, в свою очередь, обеспечивают более быстрое и полное выполнение всех дел. Кроме того, регулярные тренировки сами по себе доставляют немалое удовольствие.

История оздоровления Вениамина Мошкова

Предлагаем вам «историю омоложения» московского художника Вениамина Мошкова, давно перешедшего рубеж семидесятилетня. Обратите внимание на вдумчивый и рациональный подход В. Мошкова к своему здоровью. Серьезное изучение воздействия на организм различных средств превратило для него заботу о здоровье в нечто среднее между научным поиском и своеобразной игрой, а упорство в каждодневных оздоровительных мерах позволило добиться завидных результатов. Пусть вас не смущает кажущийся перерасход времени, используемого автором на оздоровительные цели. Эти минуты и часы оборачиваются днями и неделями, отвоеванными у болезней, дополнительными месяцами и годами полноценной творческой жизни.

Самонаблюдением и контролем над своим здоровьем я занимаюсь много лет. Иногда спрашиваю себя, что заставило меня это сделать. И прихожу к выводу: постоянная нескрываемая зависть к физически здоровым, крепким людям. Возможно, это звучит несколько странно. Но дело в том, что я много болел. В юношеские годы и в зрелом возрасте от меня не отступали такие коварные недуги, как хронический полиартрит, артрозы коленных суставов, радикулит и спондилез, хронический гастрит. В 1963 году я перенес инфаркт миокарда, после чего стенокардия и коронарная недостаточность резко активизировались.

Приходилось спасаться преимущественно лекарственными средствами. Но они приносили временное и не совсем надежное облегчение. Настойчивое стремление добиться полноценного здоровья заставило искать более верные пути самозащиты.

Время и наблюдения вносили коррективы. Я понял: нельзя заниматься укреплением здоровья вслепую. Это малоэффективно и порой небезопасно. Надо овладеть умением распознавать, хотя бы частично, запасы прочности, отпущенные природой органам, и этими запасами разумно и бережно распоряжаться. Постепенно сложилась система психофизического самонаблюдения применительно к индивидуальным особенностям моего организма. Постараюсь изложить смысл и содержание практических действий.

Я не придерживаюсь строгой диеты, ем почти все, что вызывает аппетит. Исключением являются жирное и жареное мясо, наваристые супы, острые блюда и приправы. Не допускаю переедания. Желудок стараюсь тренировать в приеме разнородной по своему составу пищи — после овощей и фруктов пью молоко, ем салаты, содержащие и мясо и рыбу одновременно, котлеты из рыбы — с творогом и т. п.

Масло сливочное — 20—25 граммов в день. Пищу готовлю на растительном масле с небольшим добавлением сливочного. Яйца — 3—4 штуки в неделю. Люблю «изобретать» разные салаты, преимущественно из сырых овощей. Сладкого ем мало.

Я не поклонник изысканных блюд. Предпочитаю обычную нормальную пищу. Главное, чтобы она была вкусно приготовлена и разнообразна.

Какие бы яства ни стояли на столе в праздничные дни, они не заставят меня переборщить. Я научился гиппократовскому принципу — умеренности. Возможно, это и позволило мне в известной мере овладеть искусством управления некоторыми обменными процессами.

Я научился быстро и правильно ходить, сочетая шаг с дыханием. Походка стала пружинистой, исчезла уже явно намечавшаяся сутулость.

Теперь для меня нет далеких расстояний. Ежедневно прохожу 15—20 километров. Сюда входит обязательная ежевечерняя прогулка перед сном — 7—8 километров. Стараюсь не пользоваться транспортом в пределах 4—5 остановок. Иными словами, каждый день делаю 20—25 тысяч шагов, что превышает известную «японскую норму» вдвое. Лифтом пользуюсь только при подъеме, и то если поднимаюсь выше 4—5-го этажа.

Ходьба стала замечательным помощником моих обменных процессов. Овладев техникой дозированной ходьбы, я убедился, что по мере надобности мне не трудно поправиться или похудеть на нужное количество килограммов.

Утреннюю гимнастику делаю в течение 50—60 минут. Разработанный мною комплекс упражнений строится таким образом, чтобы вовлечь в работу все группы мышц и по мере возможности отдельные системы внутренних органов. Выражаясь образно, чтобы каждая клетка тела орошалась кровью и насыщалась кислородом.

Моими помощниками в этом деле являются: гимнастическая палка, мяч, резиновый бинт, кистевой эспандер, массажер и полотенце из жесткой парусины.

При необходимости мобилизую свои физические резервы, то есть наращиваю нагрузку. Если же случается какое-либо заболевание мышц, суставов или появляется сердечная слабость, перехожу на щадящие формы движений. И часто добиваюсь успеха только средствами самой гимнастики.

Твердо убежден, что именно комбинированные гимнастические упражнения (стоя, сидя, лежа) помогли мне избавиться от болезненных приступов радикулита и спондилеза, острых, длительных и ноющих болей артроза, плексита. Теперь бывшие пораженные места растираю летом холодной водой, а зимой снегом.

Основные виды упражнений, которыми я до сих пор пользуюсь,— это бег (весной и летом) и лыжи (зимой).

Бегом стал заниматься сравнительно недавно. Начал с дистанции 300 метров. Сначала не получалось. Применяя волевые методы мышечного расслабления, все же удалось добиться известных результатов. Сейчас бегаю свободно 5—6 километров без остановки. При этом дыхание ритмичное, пульс быстро восстанавливается. После пробежки усталости не чувствую. Наоборот, появляется бодрость. Отрабатываю бег с большой осторожностью и тщательностью, так как знаю, что он может дать опасные последствия, если игнорировать реальные запасы выносливости своей сердечно-сосудистой системы.

Сплю я, как правило, 8 часов. Долго страдал прерывистым сном. Но за последние годы сон мне удалось нормализовать. Этому способствовала ПРТ (психорегулирующая тренировка), курс которой я прошел под руководством опытного психотерапевта.

Теперь сплю я так: ложусь в постель в 12 часов ночи, расслабляюсь (релаксация) и, не успев произнести формулу самовнушения, сразу будто проваливаюсь «в никуда» и ровно в 8 часов утра просыпаюсь бодрым и свежим. О снотворных понятия не имею.

Стараюсь спать и днем — 1 час, но только до обеда. Для работы мозга этот час дневного полноценного отдыха имеет существенное значение, ночному сну он не мешает, а, я бы сказал, даже помогает. Для быстрого погружения в сон важно научиться общему мышечному расслаблению. Освоив его, достаточно произнести команду «Расслабься!», как сразу снимается напряжение тела при любой ситуации и неожиданно возникший стресс в известной мере обезвреживается.

Если я нахожусь вне дома (допустим, в общественном транспорте), мне достаточно 15—20 минут, чтобы, сидя с полузакрытыми глазами, расслабившись посредством формулы аутотренинга, мысленно отключиться от окружающего шума и вновь обрести свежие силы.

Вся часовая гимнастика независимо от времени года делается мною обязательно босиком на голом полу. Воздушные ванны принимаю круглый год. В зимние дни даже при 20—25-градусном морозе выхожу на балкон в трусах, босиком и стою на снегу. Такую процедуру я проделываю дважды в день — утром после гимнастики и ночью перед сном. Летом, бывая за городом, стараюсь ходить или бегать босиком по мокрой траве. Использую контрастный душ. Ванн, как правило, не принимаю. Свои обязательные 7—8 километров перед сном хожу «в темпе» независимо от погоды. Это занимает примерно 1,5— 2 часа. Снег, сырость не являются помехой. После прогулки —теплый душ, который доставляет удовольствие и закрепляет ее результаты.

Температура зимой в квартире 16—17 градусов днем и не выше 14—15 градусов ночью. Теперь бывшие частые «гости»: насморк, кашель, хрип — появляются очень редко. Очевидно, мои профилактические действия им не по вкусу.

С моим организмом, прошедшим сложный путь болезненных испытаний, проводить неразумные эксперименты — довольно опасный риск. Я отдаю себе в этом отчет. Поэтому все мероприятия делаю крайне осторожно, тщательно контролируя самочувствие. Этой бдительности научили меня мои многочисленные недуги.

Вся система была бы пустой затеей, если бы я постоянно не проверял моих практических действий. С этой целью заведен специальный дневник, в который записываю все, что относится непосредственно к моему здоровью и способствует его укреплению. Сокращенное название дневника —»СЛЗ», что означает «Сберкнижка личного здоровья».

В «СЛЗ» открыты страницы, так называемые лицевые счета, тем хроническим заболеваниям, которые и сейчас находятся в поле моего зрения. На этих страницах записаны испытанные годами практические меры, которые помогают мне во время вспышки болезни вести активную самооборону в основном без применения медикаментозных средств. Но к этим мерам я не прибегаю, пока не обращусь к врачу для консультации и установления диагноза.

И, как правило, такой дружеский контакт дает положительный эффект — здоровье быстро нормализуется.

Я не сторонник лекарственной терапии, но в тех случаях, когда убеждаюсь, что моему арсеналу средств самозащиты не справиться одному с серьезным недугом, я не отвергаю лекарство, выписанное врачом. При этом тщательно присматриваюсь, какое действие оно на меня производит, и часто бывали случаи, когда приходилось от него отказываться совсем или по совету доктора заменять другим.

Моя домашняя аптека, которой я пользуюсь по мере необходимости, включает некоторые травы, целебные свойства которых я усвоил, наружные втирания, горчичники, различные компрессы, проверенные средства народной медицины, самомассаж. Поливитамины обязательно принимаю зимой и весной.

В «СЛЗ» также записывается работа над настроением, памятью, самочувствием во время гимнастических и спортивных занятий.

Не следует думать, что дневник подражает форме медицинского анамнеза. Эти записи носят характер психологической оценки состояния моего здоровья и позволяют не теряться в момент наступления или обострения заболевания.

Испытание временем подтвердило, что мой арсенал средств самозащиты успешно справляется со своей задачей. Проведен капитальный ремонт всего организма, нормализована работа ряда органов, перенесших патологические изменения, укреплена и «обновлена» сердечно-сосудистая система, что сделало меня практически здоровым человеком. Скажу, не боясь преувеличения: я помолодел на 20 лет!

Но не следует делать вывод, что я стал для болезней окончательно неуязвим и что они «в испуге» обегают меня стороной. И сейчас временами мои исконные враги пытаются вести наступление. Но они не застают меня врасплох. Мое преимущество заключается в том, что я сумел сознательно вооружить свой организм повышенной силой сопротивляемости и, разработав свои меры борьбы, научился побеждать страх перед болезнями.

Немного о моих методах «самообороны». Артроз левого коленного сустава донимал меня 7 лет. Опухоль держалась довольно долго и сопровождалась ноющей болью. Одно время приходилось даже ходить с палкой.

Я перепробовал много наружных средств: компрессы из медицинской желчи, хлороформ со спиртом, разные втирания, электризацию и т. п. Все это давало временный эффект.

Присматриваясь к «поведению» артроза, я заметил, что он побаивается двух вещей: самомассажа влажной жесткой тряпкой или щеткой и некоторых гимнастических упражнений. Эти два компонента и легли в основу моих «антиартрозных» действий.

Однажды, воспользовавшись тем, что боль стала несколько затихать, я начал постепенно увеличивать физическую нагрузку на колени, изобретая для этого подходящие движения , и приемы. Одновременно наловчился делать для коленей ванночки из морской соли, заканчивая эту процедуру втиранием пчелиного яда. Теперь мы поменялись ролями: не артроз донимал меня, а я старался не давать ему покоя. Не только дома, но и на лестнице, и во время прогулок (конечно, когда не было посторонних свидетелей) делал самые разные изощренные движения ногами.

Начиная с лета стал приучать колени к воде комнатной температуры, активному самомассажу, перейдя затем к более холодной воде, а зимой к снегу. Так регулярно продолжалось около года. Настойчивость была вознаграждена. С удовлетворением стал замечать, что боль затихает, а за нею полностью исчезает припухлость. Прошло уже несколько лет, а колени, несмотря на большую нагрузку (много хожу и бегаю), в полном порядке.

Сложнее было решить проблему углеводного обмена. Здесь понадобилось большое терпение. Изложу все по порядку. Я нахожусь на учете у эндокринолога по поводу сахарного диабета больше 10 лет. Одно время сахар в крови поднимался до 170 мг%. Сейчас диабет находится в компенсированной форме, хотя я никогда не кололся инсулином и никакими лекарствами для этой цели ни разу не пользовался.

Известно, что важнейшую роль в лечении диабета играет сбалансированное, дробное питание. Однако только одно, хотя и строго налаженное, питание не давало нужных результатов. Содержание сахара то снижалось, то вновь подскакивало. Даже без анализа я мог определить такого рода «подскок» по сухости и горькости во рту, которые появлялись у меня ночами. При этом сухость сопровождалась ощущением какого-то толчка во рту, что заставляло даже просыпаться. Так повторялось иногда и дважды за ночь.

Меня озадачивало: почему этр происходит ночью, именно во время сна? Посоветовавшись с врачом, я стал доискиваться основной причины и в результате перестроил питание с таким расчетом, чтобы основная масса полагающихся мне углеводов (хотя и весьма скромная) была перенесена на первую половину дня. Цель — дать поджелудочной железе отдых от нагрузки к ночи, поскольку ее нормальные функции нарушены.

Как правило, мое последнее питание перед сном — это стакан молока или кефира с сухариком. Но при этом поджелудочная железа капризничала. Тогда я перешел на салаты из овощей, иногда из одной сырой капусты. Сухость только на время прекращалась. Как-то заметил, что орехи-фундук хорошо снимают сухость. Я понял, что тут играет роль большое количество белка, которое содержится в них, что, очевидно, защищает и укрепляет поджелудочную железу. Но так как орехи не всегда бывают под рукой, я стал заменять их небольшим кусочком отварного мяса или колбасы (докторской). Прошло уже значительное время, как сухость исчезла.

Одновременно я стал увеличивать свою пешую прогулку перед сном «в темпе», учитывая, что во время длительной и быстрой ходьбы усиливаются обменные процессы, в частности углеводный. Вместе с тем в комплекс утренней гимнастики включил сложную «асану»—круговые вращения животом при неподвижном корпусе. Этот способ, говорят, хорошо снабжает кровью глубоколежащие внутренние органы, в частности поджелудочную железу.

Что касается эмоциональных возбуждений, которые способствуют повышению сахара в крови, то тут мне на помощь, как и в других случаях, приходит аутотренинг.

Если в отношении артроза я применял твердые, решительные меры, то с сердечно-сосудистой системой понадобились крайняя осторожность, постепенная дозированная нагрузка и, конечно, тщательный самоконтроль.

Насколько себя помню, я в своей жизни не причинял сердцу больших огорчений систематическим употреблением алкоголя, частым курением и чрезмерно обильной едой, хотя были в молодости и в этом отношении срывы. Но лавина болезней, которая пронеслась через мой организм, не могла не оставить своего разрушающего следа. К 45—50 годам здоровье стало значительно сдавать.

Но, несмотря на такое неутешительное состояние, я не падал духом и верил, что еще обрету силы. Ведь известны многочисленные факты, когда люди с необратимыми хроническими заболеваниями полноценно трудятся до глубокой старости.

Упорно работая над своим здоровьем, я понял 1: причина — в самом человеке, в его повседневной помощи своему организму. То полезное, что я делаю (хотя это и не ново) для сердечно-сосудистой системы: разумное питание плюс полноценный сон, плюс активное движение, плюс ежедневное закаливание, несет одновременно пользу всем остальным органам, ибо все они взаимосвязаны и составляют единое целое — организм.

Лечение сердца было для меня проблемой почти всю сознательную жизнь. С этой целью я ездил на курорты, принимал мацестинские и другие ванны.

Сейчас сердце не беспокоит и потребность в его санаторном лечении отпала. Я езжу только в дома отдыха, где активно провожу время в длительных прогулках по лесу и интересных беседах.

Есть люди, которые считают, что самоконтроль за здоровьем вырабатывает в человеке эгоизм, себялюбие. Глубоко ошибочное утверждение. Напротив, физическое оздоровление заряжает оптимизмом, бодростью, доброжелательностью. Ты способен сочувствовать тем, кто подвержен заболеваниям, которые ты испытал на себе. И невольно возникает потребность поделиться с людьми своим опытом, рассказать, как удалось побороть ту или иную болезнь. Если ты здоров, ты — альтруист, ибо этим приносишь добро своему обществу.

К сожалению, часто приходится наблюдать другое. Человек запускает болезнь годами, а вылечиться от нее хочет за один прием. Нельзя не осудить такое невежественное, варварское отношение к себе самому.

Из многолетнего личного опыта знаю, что именно самоконтроль, естественно в содружестве с врачом, освободил мой мозг от мыслей о болезнях, избавил от навязчивой мнительности и вселил стойкую уверенность, что организм в состоянии справиться с заболеваниями, конечно при сознательной помощи с моей стороны.

Вместе с тем было бы большой ошибкой делать вывод, что, занимаясь самонаблюдением, человек только этому и посвящает свою жизнь: уходит в себя, все мысли направляет на то, как бы со здоровьем «чего не вышло». Наоборот, система самоконтроля расковывает не только физически, но и духовно, придает желание пользоваться жизнью свободно, по-молодому. Забота о здоровье стала для меня не страстью, не навязчивой идеей, а своеобразным хобби — достаточно интересным, но не обременительным увлечением.

Для работы над собой не требуется уж такой большой затраты времени, как может показаться на первый взгляд. Вот простой расчет. 1,5—2 часа обязательной прогулки перед сном я отбираю у телевизора (смотрю редко и только особо интересные передачи). Дневная ходьба по разным делам хотя и не является специально рассчитанным моционом, но также естественно входит в норму двигательной активности. А это отнимает у меня примерно 2—2,5 часа в день. Но в отношении утренних гигиенических процедур никаких скидок я себе .никогда не делал.

Ежедневный час утренней гимнастики является обязательным, бескомпромиссным требованием к себе вне зависимости от погоды, настроения, желания и прочих объективных причин. Что касается моих записей в дневник самоконтроля, то они отнимают минуты.

В свое время я начинал с программы-минимум: зарядка длилась только 20— 30 минут. Так что большого ущерба для бюджета времени не было. Это дает основание считать, что нельзя всерьез принимать отговорки людей, которые откладывают заботу о своем здоровье на пенсионный возраст. Каждый знает немало примеров, когда организм жестоко мстил за невнимание к себе и болезни одерживали верх задолго до наступления пенсионного возраста. По- моему, рассчитывая время для физкультуры, следует заняться иной арифметикой: множить часы занятий на грядущие годы. Они соберут в копилку здоровья добрый запас творческого долголетия.

Я узнал, что есть сила, способная вступить в противоборство с недугами и победить. Эта сила — сам человек! В его руках находятся все рычаги управления здоровьем. И только от него самого зависит овладеть искусством быть здоровым. И доступно это каждому из нас. Природа заложила в «закрома» человеческого организма огромные запасы энергии. Нужно только научиться пользоваться ими разумно. И тогда, даже на восьмом десятке своей жизни, услышав слово «старость», улыбнешься и скажешь: «Старость? Я не знаю, что это означает!»

Программа профилактики болезней

Люди часто и охотно желают друг другу крепкого здоровья. Однако сами к своему здоровью относятся они далеко не всегда достаточно внимательно. Надеемся, что программа, предложенная Хансом Молем, облегчит профилактику заболеваний, типичных для нашего беспокойного времени.

Профилактика болезней заключается не только в правильном питании, физической активности и отказе от вредных привычек, но и в конкретных действиях, направленных на предупреждение заболеваний и своевременный перехват начинающегося недуга.

Одно из самых серьезных заболеваний современности — рак. Однако благодаря своевременно принятым профилактическим мерам многие люди могут спасти свою жизнь. Одна из таких профилактических мер заключается в том, что каждая женщина, достигшая тридцатилетнего возраста, должна регулярно (не реже 1 раза в год) проходить профилактический осмотр у онколога на предмет возможно более раннего обнаружения признаков рака груди, гениталий и прямой кишки. Подобный же осмотр необходим каждому мужчине старше 45 лет, когда резко возрастает угроза рака прямой кишки и простаты.

Еще одно заболевание, типичное для нашего времени,— диабет. Известно, что примерно каждый второй диабетик не знает о своей болезни. А если диабет не лечить и не применять соответствующей диеты, эта болезнь в течение нескольких лет совершенно разрушит организм.

Существует целый ряд признаков, характерных для различных заболеваний. Об этих признаках надо быть хорошо осведомленным и в случае их обнаружения немедленно обращаться к врачу. Всякое промедление усложнит лечение. В случае заболевания, связанного с повышенной температурой, к врачу следует обращаться ни в коем случае не позднее чем через двое суток после повышения температуры.

Головные боли или бессонницу многие не считают достаточным поводом для визита к специалисту.

Этих людей понять можно. Но все-таки, если бессонница или головная боль продолжается больше 2—4 недель, надо обратиться к врачу.

Вот несколько признаков, указывающих на повышенную опасность онкологического заболевания и требующих немедленного обращения к врачу: незаживающая рана или опухоль, необычные узлы или утолщения на коже или под кожей, особенно в области молочных желез, шеи, подмышечных впадин, паха, всякие изменения, произошедшие с родимыми пятнами или бородавками, длительные боли а области желудка, кишечника, пищевода, непроходящий кашель, хрипота, непрекращающиеся выделения.

Назовем еще, некоторые неприятные симптомы, которые могут свидетельствовать о начале какого-либо заболевания и потому требуют визита к врачу: сильная тошнота, понос, колики, затрудненное дыхание, боли в сердце, повышенная жажда, необъяснимая потеря веса, бессонница, повышенная возбудимость.

Профилактика подразумевает умение оказать первую помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Каждый человек должен знать, как помочь своим близким в случае обморока, кровотечения, шока, острого отравления или ожога. Каждый должен точно помнить телефон «Скорой помощи», милиции, пожарной охраны. Проверьте, есть ли в вашей домашней аптечке: перевязочный материал — бинты, йод, пластырь; средства, необходимые при заболеваниях сердца, отравлениях, желудочных и головных болях, при простудах. Лекарства, назначение которых вам неизвестно, а также лекарства с истекшим или неясным сроком пользования нужно просто выбросить. Ревизию домашней аптечки следует проводить регулярно, хранить медикаменты надо в сухом прохладном месте, недоступном для детей.

Выборочный опрос, проведенный Федеральным министерством по делам молодежи, семьи и здравоохранения, показал, что очень небольшой процент граждан придерживается гигиенических и профилактических норм, необходимых для минимального обеспечения хорошего состояния здоровья. Вот некоторые данные.

Лишь 7 процентов людей, уходя утром на работу или учебу, завтракают спокойно. Остальные делают это в спешке, что способствует возникновению многих желудочных и нервных заболеваний. Не лучше ли так планировать свой день, чтобы просыпаться на несколько минут раньше и делать все необходимое спокойно и без волнений?

Ежедневно принимает по утрам душ лишь 1 мужчина из 100. Для немцев, считающих себя людьми, строго придерживающимися правил гигиены, эта цифра поразительна.

Слишком многие пользуются полотенцами в общественных местах. Проверка показала, что на каждом втором полотенце в общественных местах имеются стафилококки, а на каждом третьем — болезнетворные палочки кишечной флоры, которые продолжают оставаться опасными в течение суток.

Подавляющее большинство людей испортили себе ноги плохой обувью. Слишком толстые подошвы закрепощают стопу. Узкие туфли сжимают пальцы и мышцы стоп.

Лишь каждый третий чистит по утрам зубы. Только 11 процентов опрошенных чистят зубы дважды в день. Но и те, кто это делает, чистят зубы далеко не всегда правильно. Ведь по рекомендациям специалистов чистка должна продолжаться не меньше 2 минут. Только в этом случае будет достигнут необходимый гигиенический эффект.

18 процентов опрошенных регулярно недосыпают. Причины различные, но следствие одно — стойкие нарушения физического и психического характера. Примерно 40 процентов недосыпают из-за поздних визитов гостей и телевизора.

Очень многие не умеют полноценно отдыхать. Особенно чувствуется это на примере очередных отпусков. Почти каждый четвертый возвращается из отпуска усталым и больным.

Все эти и многие другие нарушения гигиенических норм должны быть изжиты. А досуг максимально заполнен спортивными занятиями на свежем воздухе.

Хронические заболевания:
Хроническая почечная недостаточность (парциальная)
Хроническая сердечно-сосудистая недостаточность
Хронические гепатиты, неспецифические заболевания легких, бронхит, гастрит, гастродуоденит, лейкоз, панкреатит, энтерит
Хроническая недостаточность мозгового кровообращения, лучевая болезнь
Возбудители хронических вирусных инфекций
Острые и хронические вирусные гепатиты у детей
Симптомы острого и хронического колита

План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Кронина Татьяна Сергеевна
План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

План программы «Здоровье»

по сохранению и укреплению здоровья детей

Цель программы:

Формирование основ здорового образа жизни.

Задачи программы

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.

5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.

6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.

Критерии оценки работы по программе:

• Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;

• Увеличение (или уменьшение) количества детодней;

• Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;

• Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;

• Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;

Для решения поставленных задач была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:

• Работу по организации двигательного режима в ДОУ

• Оздоровительную работу с детьми

• Коррекционную работу

• Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.

Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:

• ознакомительный — проводится изучение состояния здоровья ребенка;

• этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;

• этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;

• итоговый — подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.

Показатели результативности:

Дошкольники:

• улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;

• представление о состоянии организма, о способах сохранения и поддержания здоровья;

• уровень знаний по формированию здорового образа жизни;

• снижение уровня заболеваемости детей;

• увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;

• у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании, умения в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Родители:

• повышение активности родителей воспитанников, проявляющиеся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

• развитие предметно-пространственной среды;

• осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

Педагоги:

• повысилось качество воспитательно — образовательного процесса; вырос профессиональный уровень.

• достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;

• создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;

• психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;

Диагностический комплекс:

Беседа

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

1. Как ты думаешь, что такое здоровье?

2. От чего человек может заболеть?

3. Где человек может заболеть — на улице или дома?

4. От какой пищи человек будет здоров?

5. Зачем детям нужно спать днем?

6. Как люди лечат болезни?

7. Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Диагностическое задание «Полезная покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

В качестве «товаров» могут быть использованы: чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие, на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

Проблемная ситуация «Место для отдыха»

Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:

• улица большого города, по которой едет транспорт;

• лесная поляна с ромашками;

• комната с сидящим перед телевизором мальчиком;

• предметы одежды, бытовой техники и косметики.

Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Тест: «Полезная для здоровья покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Игровая ситуация «Больница»

Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.

Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

Игровая ситуация «Телевизор дома»

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

Первый квартал

Питание: Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Беседа «Вспомним,как надо правильно кушать».

Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание — раздевание Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек. Беседа: «Каждой вещи – свое место».

Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалкова «Я сам».

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо умываться»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Дидактическое упражнение: «Как надо заправлять кровать».

Второй квартал

Питание Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Беседа «Культура поведения во время еды»

Одевание — раздевание Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках. Игра – драматизация по произведению А. Барто «Девочка – чумазая»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду.

Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать. Беседа «Как заботиться о своей одежде»

Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Третий квартал

Питание Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. Беседа «Культура еды – серьезное дело»

Одевание — раздевание Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь. Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Чтение Е. Винокурова «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, Принимать участие в смене постельного белья: заправлять кровать. Беседа «Чистота – залог здоровья».

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

Четвертый квартал

Одевание — раздевание Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т. п. Чтение: Я. Акима «Неумейка»,

С. Михалкова «Все сам»

Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Чтение Т. Кожомбердиева «Все равно»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья. Продуктивная деятельность: починка кукольного белья

Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Подвижные игры

Игры с бегом «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Бездомный заяц»

Игры с прыжками «Классы», «Кто лучше прыгнет», «Удочка»

Игры с метанием и ловлей «Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Школа мяча»

Игры с подлезанием и лазанием «»Медведи и пчёлы», «Пожарные на ученье»

Игры — эстафеты «Дорожка препятствий», «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задень кеглю»

Перспективное планирование занятий по здоровьесбережению

СЕНТЯБРЬ

Тема «Спорт – залог здоровья»

Цели Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.

Оборудование Иллюстрации, отражающие различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, на которых отсутствуют необходимые предметы; демонстрационные карточки с изображением этих предметов.

Методические приемы

Игровая ситуация

2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.

3. Физкультминутка на тематическом материале

4. Дидактическое упражнение «Шифровки» (выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта)

5. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?»

Литература «Как воспитать здорового человека» В. Г. Алямовской

Рекомендации родителям Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду.

ОКТЯБРЬ

Тема «Солнце, воздух и вода»

Цели Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.

Методические приемы беседа «Учим свое тело», психогимнастика, дыхательные упражнения

Рекомендации родителям Оформить папку- передвижку «Точечный массаж»

НОЯБРЬ

Тема: «Здоровые зубы»

Цели Дать некоторые представления о строении и значении зубов; формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма.

Методические приемы 1. Рассказ, беседа

2. Самообследование, эксперимент, практическая деятельность

3. Игровая ситуация: выясняет чистят ли дети зубы, как регулярно они это делают?

4. Появление больного зубика, беседа с ним, о причинах его заболевания

5. Физкультминутка. Игра-тренинг.

6. Логические заключения.

Литература Интернет-ресурсы

Ефименко Н. Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Кудрявцева В. Т. – Развивающая педагогика оздоровления

Рекомендации родителям Папка-раскладушка: «Правильно ли вы чистите зубы?»; памятка «Признаки склонности к кариесу»;

«Как сохранить здоровые зубы без лекарств»

ДЕКАБРЬ

Тема: «Как устроен Я»

Цели Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.

Оборудование Силуэт человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши.

Методические приемы 1. Просмотр альбома с фотографиями.

2. Беседа.

3. Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.

4. Дидактическое упражнение «Создай свой портрет»

Литература Интернет-ресурсы

Ефименко Н. Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

О. А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ

Рекомендации родителям Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела.

ЯНВАРЬ

Тема: «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»

Цели Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Оборудование Карточки с буквами: А, В, С, Д;

Цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания;

Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма.

Методические приемы 1. Беседа.

2. Рассмотреть схему «В каких продуктах больше всего витаминов».

3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.

4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека»

• А -важен для зрения.

• В — способствует хорошей работе сердца.

• Д — делает наши руки и ноги крепкими.

• С — укрепляет весь организм, делает человека более здоровым.

Литература А. А. Вахрушев «Здравствуй, мир!» конспект занятия

Рекомендации родителям Консультация «Полезная пища»; «Оптимальное меню растущего организма»

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Что такое личная гигиена»

Цели Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.

Оборудование Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур.

Методические приемы 1. Чтение стихотворения «Девочка чумазая» А. Л. Барто

2. Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.

3. Физкультминутка.

4. Дидактическое упражнение «Микроскоп»

5. Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.

Литература Интернет-ресурсы

О. Н. Арсеневская – Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

Рекомендации родителям Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены.

МАРТ

Тема: «Что надо знать о насморке, профилактика»

Цели Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.

Оборудование Предметы для сюжетно-ролевой игры, кукла.

Методические приемы Беседа: «Я простуды не боюсь»;

занятие – практикум «Вылечим насморк у куклы»;

дидактическая игра: «Чего боится насморк?»

Литература Интернет-ресурсы

Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

Рекомендации родителям Вести разъяснительные беседы о профилактике, выполнять практические рекомендации с детьми в домашних условиях.

АПРЕЛЬ

Тема: «Режим дня»

Цели Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения.

Оборудование Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня.

Методические приемы 1. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.

2. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.

3. Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку, изображающую мальчика в разных режимных моментах.

Литература Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

Кудрявцева В. Т. – Развивающая педагогика оздоровления

Рекомендации родителям Соблюдать формулу здоровья: сон-движение-отдых — питание.

МАЙ

Тема: «Прогулка для здоровья»

Цели Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.

Оборудование Одежда для разных сезонов времени года.

Методические приемы Беседа Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку…»

Литература Новикова И. М. «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников»

Рекомендации родителям Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе.

Список литературы:

1. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий». М. : Мозаика-Синтез, 2009

2. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М. : Мозаика-Синтез, 2009.

3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М. : Линка-пресс, 1993

4. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на улице» — М. : Просвещение, 1983

5. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. -М. : Школьная пресса, 2008

6. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. — М. : ТЦ «Сфера», 2014.

7. Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».- Санкт-Петербург, 2003

8. Печора К. Л. «Расти здоровым малыш».-М. : ББК, 1983

9. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М. : «Планета», 2013;

10. Павлова М А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система в ДОУ»

11. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. –М. : Мозаика-Синтез. 2010

12. Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

13. Ефименко Н. Н. — Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

14. О. А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ.

Наукой изучены различные способы и средства сохранения и укрепления здоровья. Основываясь на результатах исследований, можно определить основные факторы способствующие укреплению здоровья. Основы здорового образа жизни – это система правил и норм, которые должен соблюдать и выполнять каждый. Мы все беспокоимся о своем здоровье, желаем прожить долгую и счастливую жизнь в надежде избежать серьезных заболеваний. Актуальность ЗОЖ на сегодняшний день обусловлена изменением ритма жизни, качеством продуктов питания и ухудшением экологии.

Основные факторы здоровья

Здоровье и здоровый образ жизни – понятия взаимосвязаны, поскольку самочувствие человека напрямую зависит от образа жизни человека. ЗОЖ – понятие комплексное, оно включает в себя следующие компоненты:

  • физическая активность;
  • соблюдение режима дня;
  • гигиена;
  • правильный и сбалансированный рацион питания;
  • отсутствие вредных привычек;
  • качественный отдых и сон;
  • закаливание.

Если немного обобщить то есть основные три ключа к здоровью. О них пишет автор проекта «Школа Здоровья Михаила Советова»

Из этих факторов здоровья собственно и состоит жизнь человека, ведущего ЗОЖ.

Роль различных факторов в укреплении здоровья каждый человек определяет для себя сам, как и само определение — что значит быть здоровым, каковы признаки здорового человека. В зависимости от этого понимания, человек ставит себе цели и задачи и подбирает средства сохранения и укрепления здоровья.

Но можно ли изменить свой образ жизни мгновенно? Например эксперт и консультант по здоровому образу жизни Бретта Блюменталь считает, что необходимо последовательное внедрение в образ жизни полезных компонентов. Метод 52 шагов рассчитана на год. В своей книге «Год прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни» Бретта повествует о том, что нельзя быстро изменить устойчивые привычки, необходимы последовательные шаги. И эти маленькие шаги неизбежно приводит к большим переменам. Используя метод 52 шагов, через год вы станете совершенно другим человеком. Здоровье станет образом вашей жизни. И даже после родов женщины могут быстро восстановить идеальное тело и чувствовать себя превосходно. Об этом прекрасно написано в книге «Фитнес-мама» Арины Скоромной.

В тоже время, с помощью специальных хитростей можно стать привлекательней уже сейчас. Попробуйте откорректировать свою фигуру всего лишь подобрав нужный одежду. В этом курсе все хитрости этого способа.

Соблюдение элементарных правил должно войти в привычку, а затем стать отражением самого человека, частью его характера, натуры. Такие советы можно получить прочитав эту книгу о фитнесе Дениса Семенихина, которая на самом деле может тать гидом по жизни.

Влияние факторов на состояние здоровья

На здоровый образ жизни влияют следующие основные факторы:

  • окружающая среда и экология – 20%;
  • наследственность и генетика – 20%;
  • система здравоохранения и доступность лечения – 10%;
  • образ жизни – 50%.

Это основные моменты, определяющие здоровый образ жизни. Ведение ЗОЖ и соблюдение всех его правил и норм способствует укреплению иммунитета, полноценному развитию всех систем человеческого организма, в том числе и психической, а также продление молодости и активности на долгие годы.

Интересные и простые рекомендации, как повысить качество жизни в своей книге «Мифы о здоровье. Откуда берутся болезни» дают известный российский журналист и телеведущий Игорь Прокопенко и доктор медицинских наук, профессор Сергей Бубновский.

Данная тема привлекла к себе пристальное внимание ученных особенно в последние два десятилетия, с развитием научно-технического прогресса и информационных технологий. Факты о здоровом образе жизни говорят о том, что именно два-три десятка лет назад людей стали заменять машины. Возьмем, к примеру, ту же стиральную автоматическую машинку. Если раньше приходилось прикладывать усилия и стирать белье вручную, то сейчас пока идет стирка, есть возможность полежать на диване с глянцевым журналом или посидеть лишний час в соцсетях. Это касается также и производственной сферы. Раньше люди работали на полях, на фермах, на заводах, а сейчас более половины кадрового состава заменили автоматизированные машины, которые выполняют всю работу вместо человека, тем самым освободив его от физического труда.

Вместе со снижением физической активности на самочувствие оказывает негативное влияние экономический фактор. В условиях рыночной экономики каждый предприниматель пытается сократить производственные расходы и экономит на всем подряд. В первую очередь это отражается на качестве потребляемой людьми продукции. Отсюда и плохая экология, и массовые заболевания и много других проблем, определяющие здоровый образ жизни.

Плохое самочувствие, стрессы, депрессия, снижение иммунитета являются в большей степени результатом образа жизни человека.

Польза физической активности

Пропаганда ЗОЖ включает в себя разные факторы способствующие укреплению здоровья, среди которых одним из главных является спорт и физические нагрузки. С развитием информационных технологий, машины лишили человека большей части работы, чем существенно снизили его двигательную активность.

Онлайн курс «Современное тело за 15 минут в день» предлагает вписать ваше физическое самосовершенствование в современный темп жизни. Такой курс предполагает независимость от наличия спортивных залов, спортивного оборудования, неизбежных материальных трат и хронической нехватки времени.

Когда не было телефонов, люди ходили друг к другу в гости, преодолевали расстояние, прогуливались. Теперь же достаточно набрать на экране смартфона нужный номер и проблема решена без затрат времени и сил. Люди на работу, в школу, больницы добирались пешком или на велосипеде. Сейчас сел за руль и через пять-десять минут уже на месте. Даже продукты питания, можно заказать прямо к двери дома или квартиры.

Бесспорно, компьютеры, телефоны, автомобили, служба доставки и прочие изобретения существенно упрощают жизнь человека, делают ее более комфортной, но они лишают необходимости двигаться. Для тех, кто желает вести ЗОЖ, совсем необязательно отказываться от всех человеческих благ, ведь можно решить проблему малоподвижного образа другим путем. Например, начать бегать по утрам, посещать спортзал, бассейн, завести собаку и выгуливать ее дважды в день. Можно заняться практикой йоги или кататься на велосипеде. Об основах физического развития рассказано в статье: основные правила физического саморазвития. Вариантов достаточно, чтобы выбрать оптимальный для каждого конкретного случая.

Соблюдение режима дня

Сумасшедший ритм жизни современных людей является серьезным препятствием для установления и соблюдения режима дня. В этой связи становятся очень популярными знания по личному тайм-менеджменту, как например в этом курсе. Прежде всего, человеку нужно расставить приоритеты. Что является более важным: здоровое тело и дух или несколько процентов надбавки к основному окладу? Если все-таки здоровье важнее, следует выстроить свой собственный режим с учетом особенностей работы и личной жизни. Составлять распорядок дня нужно в соответствии со следующими принципами:

  • каждое утро нужно выделить час-полтора на себя (гигиена, пробежка или утренняя зарядка, завтрак, время на сборы);
  • независимо от продолжительности рабочего дня, нужно выделить час на обед, и не тратить его на телефонные звонки и интернет, обязательно нужно покушать не спеша, в тихой спокойной обстановке;
  • по окончанию рабочего дня стоит освежиться и поужинать;
  • не стоит решать рабочие вопросы в нерабочее время, если есть семья и дети;
  • обязательно в режиме дня должно быть время для развития (чтения книг, посещения курсов вождения или иностранных языков), человек должен расти и развиваться как в личностном плане, та и в профессиональном, от этого зависит его психическое состояние;
  • отход ко сну должен быть не позже 10-11 часов вечера, а сам сон должен длиться не менее шести часов (некоторые ученные считают, что взрослому человеку необходимо 8 часов сна для восстановления сил).

Четкое следование расписанию дня на первых порах будет утомительно и сложно, но если изо дня в день выполнять распорядок, то со временем это войдет в привычку. Выработается своеобразный рефлекс, организм перестроится на нужную волну, и все будет происходить автоматически, на подсознательном уровне. О благотворном влиянии распорядка дня на все сферы жизни читайте

Правильное питание — важный фактор здоровья

Рациональное и сбалансированное питание – это принцип питания, суть которого состоит в соблюдении рациона и употреблении здоровых и полезных продуктов.

Здоровье человека зависит от соблюдения принципов правильного питания:

  • в рационе преобладают растительные жиры над животными;
  • употребление только диетических сортов мяса;
  • основная часть рациона – овощи и фрукты в свежем виде;
  • отказ от сладостей, газированных напитков, фаст-фуда и прочих не полезных продуктов;
  • количество приемов пищи – 5-6 в сутки небольшими порциями;
  • не принимать пищу за два-три часа до сна;
  • не употреблять в пищу несвежие продукты, лучше голод, чем испорченная еда;
  • выпивать достаточное количество чистой воды;
  • следить за калорийностью продуктов (она не должна превышать суточный расход энергии);
  • отказ от алкогольных напитков, кофе (растворимого) и крепкого чая;
  • отказ от жаренной и жирной пищи.

Соблюдение всех этих нехитрых правил поможет достаточно быстро восстановить форму, укрепить иммунитет, подтянуть тело и улучшить самочувствие. Об укреплении иммунитета витаминами мы писали в этой статье. Для тех, кто кардинально решил побороться за стройность — эффективный видео курс с разбором «трудных случаев » и советами специалиста.

Факты о здоровье

Мотивируют на ведение ЗОЖ интересные факты о том, что:

    • Звонок будильника оказывает менее пагубное воздействие на слух, чем крик маленького ребенка. Медики советуют избегать шума выше 85 децибел, чтобы сохранить остроту слуха в будущем.
    • Регулярное употребление меда и других продуктов пчелиного производства способствует улучшению работы головного мозга, улучшается память и скорость реакции.
    • Спорт – это здоровье, но все должно быть в меру. Интенсивные занятия спортом свыше двух часов в день могут стать причиной плохой стрессоустойчивости, хронической усталости и апатии.
    • По результатам исследований, проведенных канадскими ученными, доказано, что ожирением чаще страдают люди, которые не соблюдают режим дня и не высыпаются.
    • Умственные нагрузки способствуют продлению жизнедеятельности и активности работы головного мозга, а также предотвращают развитие болезни Альцгеймера.
    • Отказ от соли или максимальное снижение суточного количества, по мнению американских ученых, существенно снижает вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний, благодаря чему жизнь продлевается в среднем на 6 лет.

Допустим все таки недуг случился, но быстро попасть к врачу нет возможности. Что делать? В помощь вам регулярно обновляемый справочник лекарственных средств для быстрого и удобного подбора лекарств по указанному Вами заболеванию и аптек, где они имеются в наличии. Пользоваться им легко и удобно.

Наиболее заинтересованным исследователям темы оздоровления будет интересно ознакомиться с «общей теорией здоровья». Это исследовательское направление называется: валеология. Данное направление изучает физические, духовные и нравственные принципы способствующие сохранению и укреплению здоровья в комплексе. Подробнее о валеологии читайте в этой статье на нашем сайте.

Вести ЗОЖ не так уж сложно. В этом деле главное желание и правильно расставленные приоритеты. Только от человека зависит качество и продолжительность его жизни.

Крепкий иммунитет – залог хорошего здоровья. Все знают, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Но мало кто на самом деле занимается профилактикой. В данной статье вы узнаете, какие есть факторы, способствующие укреплению здоровья, и какие бывают способы профилактики заболеваний.

Профилактика заболеваний – это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий предупредительно-оздоровительного характера. Ее основными задачами являются:

  • предупреждение появления различных патологических состояний;
  • минимизация действия различных факторов риска;
  • снижение риска развития осложнений возникающих болезней;
  • уменьшение скорости прогрессирования заболеваний;
  • предупреждение хронизации патологических процессов и развития вторичных болезней;
  • снижение выраженности негативных последствий перенесенных заболеваний;
  • общее укрепление здоровья.

Грамотная и комплексная профилактика позволяет снизить заболеваемость и риск возникновения различных эпидемий, сократить продолжительность возникающих болезней и быстрее восстановить трудоспособность.

Общая профилактика заболеваний может включать:

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • отказ от курения и приема крепких спиртных напитков;
  • повышение общей двигательной активности, регулярное выполнение физкультуры или гимнастики;
  • очищение собственного жилища от пыли, потенциальных аллергенов и токсинов, регулярное проветривание и увлажнение воздуха в квартирах;
  • переход на сбалансированное полноценное питание, при этом важно учитывать состав пищи, ее калорийность и вид используемой термической обработки;
  • использование соответствующей сезону и погоде одежды;
  • регулярное прохождение комплексных профилактических осмотров, включающих посещение врача, лабораторные и инструментальные обследования;
  • проведение плановой профилактической вакцинации согласно национальному календарю прививок, а также дополнительной вакцинации перед угрожающими эпидемиями или поездкой в страны Азии и Африки;
  • грамотная организация рабочего места;
  • соблюдение режима труда и отдыха, а также естественных биологических циклов сон-бодрствование;
  • избегание личностно-значимых стрессовых ситуаций, своевременное обращение к специалисту для решения внутренних психологических конфликтов;
  • использование естественных факторов для закаливания, укрепления местных защитных барьеров кожи и слизистых оболочек.

Методы профилактики различных заболеваний можно разделить на две основные группы. Первая – эрто методы, направленные на общее укрепление организма, повышение иммунитета; сюда же можно отнести элементарные правила личной гигиены, соблюдение которых само по себе уже является способом профилактики очень многих болезней.

Вторая – это методы, направленные на предотвращение конкретных заболеваний (на медицинском языке – специфические методы профилактики).

Впрочем, в сферу компетенции врачей мы вторгаться не будем, а поговорим о тех профилактических методах, которые можно и нужно применять самостоятельно.

Здоровый сон

Укреплению здоровья начинается с соблюдения режима труда и отдыха и нормализации сна. Человек должен отдыхать на протяжении восьми часов в сутки, при этом сон должен быть непрерывным. Приучите себя ложиться и вставать в одно время. Даже если вы взяли выходные или отпуск, не стоит позволять себе валяться в кровати до обеда. В противном случае вы будете чувствовать себя разбитым весь день. Уже через три недели соблюдения режима повышается работоспособность. Вы начнете чувствовать себя гораздо лучше, уйдет бессонница, тревога и нервозность. Состояние организма также стабилизируется. Ведь органы и системы будут запускаться к определенному времени.

Чистота – залог здоровья

Соблюдение правил личной гигиены само по себе уже является важнейшей профилактической мерой. Известные с детства выражения «чистота – залог здоровья» или «болезнь грязных рук» – не пустые слова. Соблюдение гигиенических правил позволяет предотвратить появление многих и многих заболеваний. Нужно обязательно мыть руки с мылом, а если нет такой возможности, то следует воспользоваться антибактериальным гелем или специальными влажными салфетками. Также нужно ежедневно принимать душ и менять одежду. Помните, что средства для проведения гигиенических процедур должны быть индивидуальными: у каждого члена семьи должна быть своя мочалка, полотенце, зубная щетка и расческа.

Движение – жизнь

Спорт и здоровье – эти понятия неразделимы для многих людей. Физическая активность – это самый доступный и простой способ поддержания иммунной системы. Специалистами уже доказано, что систематическая физическая нагрузка напрямую связана с уменьшением заболеваемости. Согласно мнению ученых, человек, занимающийся спортом 5 раз в неделю, на 45% в среднем менее подвержен простудным заболеваниям, поскольку умеренная физическая нагрузка способствует активизации работы иммунной системы. За счет этого в организме усиливается производство макрофагов, которые отвечают за нейтрализацию проникших в организм бактерий и вирусов. Поэтому, если у вас есть возможность, то нужно обязательно заниматься спортом. Совершенно не обязательно посещать для этого тренажерный зал, ведь у многих людей на это нет времени. Хотя бы приучите себя каждое утро выделять 10-15 минут на гимнастику.

В ходе недавно проведенных исследований установлено, что спорт помогает иммунитету в прямом смысле «разогнаться». Физические упражнения позволяют ускорить циркуляцию крови, тем самым обеспечивая быстрое проникновение иммунных клеток во все ткани и органы, что формирует барьер для источников болезней. К тому же было отмечено, что уже спустя 2 часа после занятий, качество иммунитета уменьшается до обычных значений. Данный факт является свидетельством того, что регулярность служит ключевой составляющей при тренировках для укрепления здоровья организма.

Польза занятий заключается также в том, что они позволяют механическим путем удалять из организма болезнетворные микроорганизмы. Такое происходит за счет учащения дыхания во время тренировки. То есть, пропускной пункт, роль которого выполняют органы дыхания, существенно интенсивнее удаляет вирусы и бактерии. При этом в борьбе с возбудителями недуга оказывает помощь увеличение температуры тела, что также наблюдается и в процессе тренировки.

Однако чрезмерная физическая нагрузка может и ослабить иммунную систему. К примеру, при усиленной тренировке более 2 часов иммунитет ослабевает на 72 часа, и риск заболеть увеличивается в среднем в 4 раза. Таким образом, необходимо не только регулярно выполнять упражнения для иммунитета, но и правильно подобрать их.

Дышите правильно

Мало кто задумывается над тем, как правильно дышать: этот процесс происходит бесконтрольно, на уровне подсознания. А между тем существуют грудной, брюшной и комбинированный типы дыхания (диафрагмой, животом, тем и другим вместе), каждый из которых равнозначен. Для формирования правильного дыхания необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений дыхательной гимнастики, но перед этим оценить, насколько правильно вы дышите (соблюдаете частоту и ритм при вдохе и выдохе).

Правильное дыхание особенно необходимо зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

Многие люди дышат по типу поверхностного дыхания: слишком часто (норма — 16 дыхательных движений в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. В результате легкие не успевают как следует провентилироваться — свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется, что «на руку» вирусам и бактериям. Основа правильного дыхания – это удлиненный вдох-пауза-короткий выдох.

Недостаточно четкий ритм дыхания с периодической задержкой вдоха или выдоха в сочетании с частым и поверхностным дыханием во много раз повышает вероятность заболевания гриппом или ОРВИ. И не только. Неправильное дыхание, помимо того что затрудняет работу легких, нарушает сопутствующие движения диафрагмы, которые в норме должны улучшать и облегчать деятельность сердца, активизировать кровообращение в органах брюшной полости и малого таза.

Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, считается самым здоровым. При такой системе правильного дыхания не только легкие, но и сердце, кишечник, печень работают как часы, повышается сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям. Так что никакие вирусы не будут страшны.

Приятного аппетита

Важная тема в деле укрепления здоровья – сбалансированное питание.

Ежедневно рекомендуется выпивать 2-3 литра жидкости, ведь человек на 80% состоит из воды, и она просто необходима для поддержания жизненно важных процессов в организме, за счет нее идет подпитка органов, тканей.

Пророщенные семена по полезным критериям во много раз превосходят все другие продукты питания. Они богаты на белки, жиры, которые намного полезней мясных продуктов. К ним относятся семена: подсолнечника; тыквы; кунжута; льна; мака. Семена льна, мака, кунжута являются лидерами по содержанию кальция, они полезней молока примерно в 10 раз. Уже на протяжении многих лет врачи выписывают больным эти семена для укрепления костной системы.

Употребляя в пищу овощи можно снизить шанс появления проблем с сердцем и сосудами. Овощи богаты клетчаткой, поэтому они широко употребляются среди спортсменов. Брокколи имеет большую концентрацию витаминов А, С, Е. Применение брокколи поможет предотвратить появления инсультов и заболеваний миокарда. Цветная капуста богата витаминами А, С, В, Е. Кушая цветную капусту, можно избежать гипертонии, сердечной недостаточности, раковых заболеваний. Болгарский перец понижает уровень холестерина, является источником витаминов А, С. Лук и чеснок используются для укрепления иммунитета, содержащиеся в них полезные вещества помогают убивать микробы. Помидоры выводятся токсичные элементы с организма. Зеленый горошек улучшает обмен веществ, богат на витамины В1, А, С. Морковь с давних времен применяется в качестве основного источника витамина А, который полезен для зрения, поэтому используется в качестве профилактики глазных заболеваний.

Употребляя в пищу 100-150 грамм орехов в сутки, вы обогатите свой организм полезными ферментами, большим количеством белов и полезных жиров. Врачи с давних времен советовали кушать орехи для людей, у которых имеются заболевания желудка, сердца, печени. Длительное употребление орехов улучшает мозговую активность.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*