admin / 03.05.2019

Синий чулок

Распространение прозвища

Итак, впервые подобное прозвище заслужил мужчина со странностями, и оно было скорее дружеской шуткой, чем оскорблением. Но почему-то оно стало презрительным «ярлыком» для женщин.
За это следует поблагодарить Эдварда Боскауэна, английского адмирала, известного под прозвищем «Неустрашимый старина». Этот человек буквально вырос на флоте, 12-летним подростком начав службу на военном корабле. Он отличился во многих морских сражениях, имел чин контр-адмирала… тем не менее, он имел некоторое отношение к салону Элизабет Монтегю: салон посещала его супруга.
Бывалому военному увлечение жены не нравилось. Не считал он интеллектуальные беседы подходящим занятием для женщины! Презирая кружок, Боскауэн называл его «обществом синего чулка», исходя из прозвища Стиллингфлита.
Прозвище подхватил Дж.Г.Байрон. Этот английский поэт написал сатирическое стихотворение о салоне Элизабет Монтегю, дав ему название «синие».
Вот так с легкой руки Э.Бокауэна и Дж.Г.Байрона прозвище «синий чулок» пристало к очень умным и не очень женственным дамам.

СИНИЙ ЧУЛОК

СИНИЙ ЧУЛОК кто Лишённая женственности и обаяния, непривлекательная, безвкусно одетая женщина. Имеется в виду, что лицо или группа лиц женского пола (Х) полностью отдаётся научной или служебной деятельности, пренебрегая семьёй, домом, а также не уделяет должного внимания своей внешности, одежде, не следует моде. Говорится с неодобрением или с иронией, о себе — с самоиронией. неформ. ✦ X — синий чулок. В роли именной части сказ., доп., несогл. опред., реже — подлеж., обст. Порядок слов-компонентов фиксир.

Женщины-карьеристки — особая порода. Они умны, образованны, коммуникативны. Не всегда «синие чулки», часто — дамы прекрасные во всех отношениях, привлекательной наружности, разносторонних талантов. Огонёк, 2001.- Посмотри, на кого ты похожа. В тебе не осталось ни капли прежнего обаяния. Ты — синий чулок. Нельзя столько времени проводить на работе. Неудивительно, что дело дошло до развода. (Реч.)

— Знаете, до четырнадцати лет я была гадким утёнком. Когда я поняла, что могу кому-нибудь нравиться, я потеряла к этому интерес и стала синим чулком. А. Володин, Происшествие, которое никто не заметил.

Он подумал, что учёная женщина не может быть хорошей женой и матерью, и терпеть не мог синих чулков. Н. Помяловский, Брат и сестра.

— Когда я пришла работать в эту фирму, меня так загрузили работой, что о себе и подумать было невозможно. Через какое-то время я вдруг поняла, что превратилась в «синий чулок». (Реч.)

В России же, наоборот, как нелепое и смешное явление воспринимается женщина, игнорирующая прелести своего пола и самоутверждающаяся исключительно в работе — «синий чулок». Огонёк, 1998.

Но сходство это было зыбким, непрочным, к тому же он не чувствовал очарования матери, синего чулка, зануды, безразличной к блеску сына, а этого Паша не выносил. Ю. Нагибин, Терпение.

Многие годы в прессе СССР воспевался синий чулок — мужеподобные трактористки, а также сторукие многостаночницы на текстильных фабриках. Да, очень медленно мы пришли к старой истине, что счастье женщины — это и есть счастье общества. С. Кузьмин, Русско-английский фразеологический словарь переводчика.

Пожалуй, она была даже красива, что Николай никак не мог предполагать — то немногое, что говорил о ней отец, рисовало её этаким «синим чулком», как тогда называли эмансипированных, обычно уродливых и совершенно потерявших женское обаяние женщин. И. Кремлев, Большевики.

культурологический комментарий: фразеол. — калька с англ. blue stocking, обозначавшего вначале кружок лиц обоего пола, собиравшихся для научных возвышенных бесед. Название «Собрание синих чулок» придумал голландский адмирал Боскавен, потому что в нём участвовал отличавшийся своим умом известный учёный Стиллингфлит, который, пренебрегая модой, носил синие чулки. Позднее выражение стало широко использоваться «для обозначения женщин, предавшихся исключительно наукам и писательству, которые, носясь со своей педантическою учёностью, пренебрегают всеми другими качествами и обязанностями женщины и даже матери». (Михельсон М.И. Русская мысь и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1997. С. 254.) Образ фразеол. восходит к древнейшей анимистической форме осознания мира, олицетворяющей неживое: в основе образа фразеол. лежит аналогия «вещь — человек». фразеол. осмысляется также через архетипическое противопоставление «тёмный — светлый». Компонент фразеол. синий соотносится с цветовым кодом культуры, а компонент чулок, называющий предмет женской одежды, — с костюмным. В образе фразеол. дошли до нас представления о давно ушедшей, забытой моде, когда чулки являлись не только непременным элементом гардероба мужчин, но и, будучи предметом роскоши, определяли их социальный статус (ср. выражение шёлковый чулок «шикарно одетый мужчина, богач»). Законодателями чулочной моды являлись Испания и Англия; в Англии в 1589 г. был изобретён вязальный чулочный станок. Именно там при королеве Елизавете I чулки становятся очень популярными и среди женщин. Мода на чулки постоянно менялась. Чулочные изделия для мужчин, безусловно, во многом отличались от женских, начиная с цветовой гаммы и заканчивая материалом, из которого они были изготовлены. Во Франции кавалеры эпохи рококо, например, надевали к облегающим панталонам до колен белые шёлковые чулки; при Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки. В XVIII в. элегантные женщины, в подражание маркизе де Помпадур, начали носить кружевные чулки. В XIX в. с появлением длинных трубообразных брюк значение мужских чулок утрачивается, и они, укорачиваясь, превращаются в носки. С этого времени «единоличными обладателями» чулочных изделий становятся женщины, среди которых их популярность также постепенно угасает, и в кон. 50-х годов XX в. чулки как повседневный элемент одежды вытесняются колготками. В формировании образа фразеол. участвуют несколько фактов из истории чулок. В образе фразеол., в основе которого лежит метафора, некрасивая, поглощённая своими интересами женщина, с одной стороны, уподобляется мужчине (т. е. становится мужеподобной, теряет женственность), с другой — невзрачной, немодной, устаревшей вещи. В создании образа фразеол. участвует также метонимическое отождествление «чулок — женщина», в основе которого лежит ассоциация по принадлежности «вещь — тот, кто её носит». Особый колорит образу фразеол. придаёт компонент синий, который в современной культуре выступает в роли разнообразных символов. Синий входит в группу цветов, обозначающих обращённость внутрь, и символизирует личность, которая с психологической точки зрения сконцентрирована на своём внутреннем мире, на своих мыслях, переживаниях, самоуглублённа. В образе фразеол. синий формирует представление о замкнутой, скрытной женщине, равнодушной к событиям, к переменам в жизни, имеющей ограниченный круг общения, не замечающей окружающей реальности, живущей в своём «узком», обособленном мире. В системе цветов, которая соответствует естественной системе в природе, системе физических явлений, синий обозначает также низкую температуру, холод. Поэтому компонент фразеол. синий, символизирующий холодность, участвует в формировании и образа женщины, отличающейся крайней сдержанностью в проявлении своих чувств, лишённой обаяния, привлекательности, женственности. Синий символически осмысляется также как «консерватизм, протест против всякой новизны, против прогресса». Синим чулком называют женщину, не следящую за своим внешним видом, пренебрегающую модой, довольствующуюся самой простой, скромной одеждой. Женщина — синий чулок невзрачна, безлика, лишена своеобразия, ярких, индивидуальных черт. В образе фразеол. отражено стереотипное представление о необаятельной, чёрствой, безвкусно одетой женщине. С традиционной точки зрения, женщина должна обладать мягкостью, нежностью, изяществом. Излишняя рациональность, твёрдость и жёсткость характера, приобретаемые в результате активной общественной или научной деятельности, в стремлении сделать карьеру, продвинуться по служебной лестнице, как правило, мешают проявлению истинно женских качеств, приводят к утрате женственности и очарования. фразеол. в целом выступает в роли эталона эмансипированной женщины, лишённой внешней привлекательности. И. В. Зыкова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Кого называют «Синим чулком»?

Фразеологизм «синий чулок» — blue stocking (о женщине-педантке, ученой женщине, старой деве) — служит символом погруженности в науку или работу с добровольным отречением от личной жизни; это символ безликости, отсутствия женственности и обаяния, присущих каждой настоящей женщине.

При этом, согласно «Словарю символов» Джека Тресиддера, исторически синий цвет символизирует бесконечность, вечность и истину, преданность, веру, чистоту, целомудрие, духовную и интеллектуальную жизнь — ассоциации, которые возникали во многих древних культурах и выражали общую мысль, что синий цвет неба — наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Синий цвет является атрибутом многих небесных богов, таких как Амон в Древнем Египте, греческий Зевс (римский Юпитер), Гера (Юнона). Согласно народной традиции, в Европе синий цвет связан с милосердием и мудростью. Он символизирует также сознание и мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Светло-синий как бы свободен от земного притяжения, он «парит», мысли человека при его созерцании свободны. Но этот цвет означает и тоску, стремление — мысли отворачиваются от реальности, возникает желание унестись в «голубые дали» (Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. — М.: Фаир-Пресс, 1999. — С. 334. — ISBN 5-8183-0049-8).
Происхождение выражения
Венецианская версия. В интернете распространено утверждение, что название «синий чулок» восходит к кружку интеллектуалов эпохи Кватроченто (ХV в.) в Венеции — мужчин и женщин, занимавшихся изучением наук, а синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Затем этот обычай будто бы был позаимствован неназванными «парижскими интеллектуалами» в 90-х годах XVI в.
Однако эта версия не выдерживает исторической критики. Во-первых, чулки как самостоятельная часть одежды не были известны до XVI в. Во-вторых, действительно, в Италии XV-XVI вв. существовали общества молодых (средний возраст — 18-20 лет) аристократов — compagnie, которые организовывали различные игры, праздники и состязания; этим обществам власти поручали проведение гражданских торжеств и других мероприятий — карнавалов, регат и т.д. Compagnie также устраивали частные вечеринки «для своих»; они были весьма шумными и предоставляли возможность продемонстрировать своё богатство и социальное превосходство. В Венеции подобные общества появились в сер. XV в. и были известны как «Compagnie Dell calza» (букв. перевод – «Компании чулок»). Под «чулками» подразумевались мужские штаны-чулки «кальцони»; отсюда родственное слово «кальсоны» — узкие облегающие трико из эластичного сукна; вверху они прикреплялись шнурком к поясу короткой, до талии или бедер, плечевой одежды («соттовесты»). Юноши из различных «compagnie Dell calza» носили такие разноцветные «кальцони», украшения на которых указывали, к какому из обществ они принадлежали (их можно увидеть на картинах Капраччо); различались общества не только цветами трико, но и нарукавными эмблемами. Compagnie Dell calza назывались по-разному: Floridi, Uniti, Concordi, Ortolani, Zardinieri… Информации о венецианском обществе под названием «Синий чулок» нет; сведений о том, что в эти общества допускались женщины, тоже нет. Compagnie Dell calza занимались не «изучением наук», а были чем-то вроде шоуменов. Поэтому попытки связать их с парижскими салонами XVII-XVIII вв. и английским «Обществом синих чулок» XVIII в. представляются искусственными и неубедительными. Интересно, что «венецианская версия» в русскоязычном Интернете имеет один источник — заметку о значении различных цветов.
Парижская версия. В XVII в. в Париже уже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. Любопытную фразу можно найти в «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера: «Синий чулок. — Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера». В примечании издателей говорится, что речь идет о комедии Мольера «Ученые женщины» (1672), высмеивающей «светских лжеученых педантов». Однако в самой комедии Мольера нет термина «синий чулок». Скорее всего, у Флобера возникла следующая цепочка ассоциаций: «синий чулок» (термин, уже популярный во Франции его времени) — дамы, увлеченные наукой — пьеса Мольера «Ученые женщины». Может быть, однако, имеется в виду и комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659), которая полемически упоминается в иронической поэме члена английского «Общества синих чулок» Анны Мор «Bas-bleu, или беседа» (1787). Французская Википедия говорит о том, что словосочетание «bas-bleu» пришло во Францию из Англии и быстро приобрело негативную коннотацию, как и мольеровское «femmes savantes» («учёные женщины»). В литературе (Figes E. Patriarchal Attiudes. NY, Persea Books, 1987. P. 93.) можно найти указание на то, что будто бы существовали некие «bas-bleu собрания» в парижском в салоне мадам де Полиньяк, «где ношение синих чулок было всеобщим увлечением: некоторые мужчины вместо принятых по этикету шелковых белых или черных чулок ради эпатажа приходили на собрания в синих». (Статья «Салон» английской Википедии, правда, приписывает этот обычай парижскому салону Мадлен де Скюдери, годы жизни: 1607–1701). Подтверждения этим сведениям о «синих чулках» во Франции до XIX в. нет. Напротив, Анна Мор в упомянутой выше поэме утверждает, что французское название «bas-bleu» родилось в результате буквального перевода неким иностранцем уже устоявшегося английского «bluestocking».
Английская версия. Согласно более традиционной и научно аргументированной версии, словосочетание «синий чулок» («bluestocking») появилось в Англии, откуда довольно быстро распространилось и в другие страны.
В литературе есть несколько версий его происхождения. По одной из них, выражение «синий чулок» впервые появилось в 1756 г. в письме Элизабет Монтэгю и связано с «чудачествами» Бенджамина Стиллингфлита — ученого-ботаника, переводчика, издателя и малозаметного поэта XVIII в. Леди Монтегю и ее ирландская подруга Элизабет Веси (Vesy) использовали выражение «синий чулок» в своей переписке, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили. В переписке женщин встречаются также словосочетания bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики». Позже название перешло на сам лондонский интеллектуальный кружок.
По другой (более распространенной) версии, рассказанной современницей, Фани Бёрни, Б. Стиллингфлит был приглашен на прием к Э. Веси на модном английском курорте. Окинув взглядом свой гардероб, он обнаружил, что у него нет шелковых чулок, приличествующих для светского раута. Он хотел было отказаться от приглашения, но миссис Веси сказала: «Ничего страшного, приходите в Ваших синих чулках» (т.е. по-домашнему; сегодня сказали бы: «без галстуков»). Немного отличающийся вариант этой истории и роли Б. Стиллингфлита в ней изложен Джеймсом Босвеллом в его «Жизни Джонсона»: «Он был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». Стиллингфлита высоко ценили в Лондоне. Интеллектуальная элита называла его уважаемым философом и не представляла себе, как можно без него проводить диспуты на эстетические, духовные и интеллектуальные темы. Постепенно словосочетание «синий чулок» стало применяться по отношению ко всем людям, которые посещали салоны и клубы, предпочитая интеллектуальные дискуссии, философские обсуждения, чтение стихов и т.п. обычным развлечениям: игре в карты и проч.
Согласно третьей версии, адмирал Эдуард Боскавен (1711–1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик», был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка. Он грубо отзывался об интеллектуальных увлечениях своей жены и насмешливо называл заседания кружка встречами «Общества синих чулок».
Известный английский исследователь международных фразеологизмов Майкл Куиньон говорит: «Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия». Составители Кембриджской «Истории английской и американской литературы» в 18 томах (1907–1921) также не видели оснований сомневаться в том, что термин обязан своему происхождению кружку Монтегю и Веси (т. 11, гл. 15, § 2).
Дальнейшее развитие значения фразеологизма
Первоначальный смысл словосочетания по мере его распространения во многом изменялся. Это было связано реакцией на движение за эмансипацию женщин. В это время в ряде стран Европы, в особенности в Англии и Франции, женщины часто посещали художественные и литературные салоны, играя в них далеко не последние роли. В то же время в таких смешанных компаниях, как правило, мужчины всё же предпочитали уединяться и обсуждать многие проблемы лишь в своем кругу. Не желая удовлетворяться прежней бессодержательной и пустой жизнью, женщины из состоятельных слоёв общества начали прилагать усилия для разносторонней реализации своих способностей: они писали стихи, усиленно изучали языки, делали превосходные переводы, например, с греческого, латинского, испанского, древнееврейского языков, занимались литературным творчеством.
Некоторые женщины становятся лидерами эстетических салонов, посещаемых большим количеством мужчин, часть из которых является их поклонниками. Здесь встречаются учёные, писатели, актёры, врачи, философы, представители высшего света. Траверс приводит данные о том, что в подобных салонах проводили время Джонатан Свифт, английский писатель-мемуарист Уолпол, композитор Гендель, художник-портретист Рейнольдс и др. Эти руководимые женщинами салоны получают название «синечулочной клики».
Женщины, находившиеся в центре деятельности салонов, активно проявляли себя и в других сферах жизни. Они занимались благотворительностью, основывали воскресные школы, воспитательные учреждения для малоимущих и сирот, выступали за демократизацию общественной жизни, за отмену рабства и т.д. Этих женщин всё настойчивее называли «синими чулками». Постепенно выражение приобрело ироническое, а затем и оскорбительное значение, что отражало отрицательное отношение к растущей эмансипации женщин.
Выражение особенно распространилось, когда Байрон употребил его в своей сатире на кружок леди Монтегю «The Blues» — «Синие» (иногда переводят — «Синие чулки», 1820). После этого появилось большое количество анекдотов, высмеивающих женщин, занимающихся творчеством, наукой, принимающих активное участие в общественной жизни.
Историки приводят некоторые типичные остроты на эту тему: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок», «непонятая женщина становится синим чулком».
В середине XIX в. в Европе были очень популярны сатирические картины серии «Синий чулок», нарисованные французским художником-карикатуристом Оноре Домье, на которых женщины изображались в виде отталкивающих бесполых существ, погруженных в философские рассуждения или охваченных жаждой творчества, а вокруг них — неустроенность быта, грязь и запустение. Эти рисунки сопровождались короткими пояснениями типа: «Женщина, как я… и пришить пуговицу… Ты сошел с ума!». «Дела идут все лучше: сейчас она уже не удовлетворяется тем, что носит брюки — нет, она должна мне их бросить на голову!..»; женщина, смотрящаяся в зеркало: «Невероятно, как в этом зеркале исчезают бедра и грудь!..» «Мадам де Сталь и мистер Буффон провозгласили: … гений не имеет пола»; «мать, сжигаемая творческим огнем, а ребенок в бадье с водой».
А.П. Чехов в рассказе «Розовый чулок» писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Кого сегодня называют «синим чулком»
В наши дни выражение «синий чулок» практически всегда имеет негативную коннотацию.
Те, кого так называют, как правило, в школе и в институте хорошо учатся — причем не всегда в силу природного ума, а часто из-за повышенной усидчивости и трудолюбия. Учеба становится смыслом жизни: они не пропускают лекций, но на студенческих вечеринках практически никогда не бываают — зачем тратить время, когда можно посидеть в библиотеке или написать еще один реферат? Позже такое же отношение переносится и на работу. Такие женщины не спешат домой, стараются не брать больничных и готовы сутками находиться в офисе, чтобы «довести до ума» и без того идеальный отчет.
Мужа или бойфренда у них нет и, скорее всего, никогда не было. Во-первых, это «легкомысленные глупости», которые не должны интересовать серьезного человека. А во-вторых, мужьям и любимым было просто неоткуда взяться — «строить глазки» на работе эти женщины считают ниже своего достоинства, а больше они нигде не бывают. Если кто-то всё-таки пытается обратить на них внимание, что случается крайне редко, они делают такое возмущенное лицо, что мужчины тут же оставляют свои робкие попытки поухаживать. А женщины потом придумывают себе массу оправданий: кавалер всё равно был недостоин их внимания, а если даже он был не так уж и плох, то безусловно ушел бы к другой, «несерьезной» женщине при первой возможности.
Отчего это бывает
Синдром «синего чулка» часто является результатом чрезмерно строгого воспитания. Обычно таких девочек воспитывают бабушки или мамы-учительницы. С раннего детства им внушают, что всё, что не касается учебы или работы, не заслуживает внимания и вообще вредно. Красивая одежда, косметика и украшения — шелуха, которая мешает разглядеть их внутреннюю сущность. Но встречают-то по одежке, особенно в подростковом возрасте, поэтому никто и не пытается разглядеть их прекрасный внутренний мир, заключенный в непрезентабельную оболочку.
В силу особенностей характера. Девочка ставит перед собой цель — например, стать ветеринаром или пожарным, и строго ей следует, забывая при этом об остальной жизни. Случается так, что достигнутая цель не приносит удовлетворения, а жизнь «прошла мимо».
Из-за отношения сверстников. В возрасте «гадкого утенка» девочки не пользуются популярностью в компаниях. Их редко зовут на вечеринки, да и общаются с ними неохотно, считая их занудами и зубрилами. Тогда девочки сами убеждают себя в том, что им все это не нужно, и пытаются реализовать себя каким-то другим способом, чаще всего через учебу. Кроме того, за примерное поведение они получают одобрение старших, их все время ставят в пример, повышая этим их самооценку. Только вот отношения со сверстниками от этого отнюдь не улучшаются.
Возможные последствия
Рано или поздно у большинства «синих чулков» наступает прозрение. Они начинают понимать, что всю жизнь были обделены простыми человеческими радостями.
Далее события могут развиваться по трём вариантам.
Вариант 1
→ Женщина ставит крест на своей личной жизни и превращается в брюзжащую «старую деву». В этой ситуации она начинает портить жизнь окружающим бесконечными нотациями и причитаниями по поводу упадка нравов в обществе и развращенности молодежи. Все, кто от неё отличается, вызывают сильнейшее раздражение. В результате она на всю жизнь остается одинокой и вечно всем недовольной ворчуньей.
Вариант 2
→ Поняв, что жизнь проходит, «синий чулок» начинает судорожно пытаться наверстать упущенное, т.е. пускается «во все тяжкие», причем с той же настойчивостью и упорством, с которыми раньше училась и работала. И дело может кончиться весьма плачевно: опыта общения с людьми нет, и «синие чулки» становятся жертвами обманщиков и аферистов; в лучшем случае просто находят мужчин, которые ими беззастенчиво пользуются. Тогда они беспрекословно выполняют все их капризы, считая это абсолютно нормальным.
Вариант 3 (предпочтительный)
→ Преодоление синдрома «синего чулка» и ресоциализация.
Как преодолеть синдром «синего чулка»
Невозможно превратиться из «синего чулка» в «роковую соблазнительницу», просто сменив свой гардероб и косметику. Изменить нужно прежде всего отношение к самой себе и к окружающему миру. Для начала просто полюбить себя, а затем постепенно изменить свой имидж, и окружающие обязательно заметят это. Тогда можно начинать общаться с ними, а со временем разобраться, кто чего стоит. Не следует отказываться от участия в коллективных, корпоративных мероприятиях. Однако не стоит идти на вечеринку только ради того, чтобы найти себе мужа — просто нужно стараться хорошо провести время. Спутник жизни тоже со временем отыщется, кроме того, появятся друзья, и жизнь может стать приятной и удивительной.
: rocknsk.livejournal.com

История прозвища

К сожалению, не сохранилось точных записей того, кто и когда начал называть женщин синими чулками, однако есть две более менее правдоподобные версии. В первой говориться о том, что впервые данное прозвище начало использоваться 1760-х годах среди поклонников литературного кружка некой Элизабет Монтегю. Согласно этим данным, в круг ее знакомых, которые часто собирались вместе, входил некий ученый, увлекающийся ботаникой. Он запомнился тем, что вместо предписанных этикетом черных чулок, носил синие, что заметно выделялись. В результате, в те дни, когда его не было на очередном собрании, многие стали говорить, что им скучно без «синих чулок». То есть выходит, что изначально данное описание стало применяться к мужчинам, а не к женщинам.

По другой версии, в кружке Элизабет Монтегю была некая дама, которая слишком сильно увлекалась всем, что там обсуждалось (поэзией, литературой). А ее муж так рассердился на нее за это, что начала называть ее вместе членами сообщества «синими чулками».

Как бы там ни было, но с годами, это определения перестало касаться мужчин и плавно перекочевало на женщин. И так, с тех пор, та, которую относили к данной категории, прослыла некрасивой, угрюмой персоной, которая не была похожа на обычную женщину, но и до мужчины тоже недотягивала (по словам некоторых писателей).

Как формируется данный комплекс

В том, что мы сейчас говорим именно о психологическом комплексе, не может быть никаких сомнений. Ведь, по наблюдениям современных психологов, тот, кто хоть раз попадет под это определение, уже не так просто сможет от него избавиться. И дело тут не в особенностях внешности, а в том, как девушка чувствует себя в обществе.

Пожалуй, стоит согласиться с тем мнением, что все наши беды начинаются с детства. Так и тут, синим чулком, скорее всего, становится та девочка, которая росла в семье со строгим воспитанием, особенно если ее мама или бабушка (или обе сразу) являются учительницами с консервативными взглядами на мир.

С юных лет они начинают вбивать ребенку в голову, что желание соответствовать требованиям моды, краситься, надевать слишком откровенные наряды и тем самым привлекать к себе внимание противоположного пола – это пустая трата драгоценного времени, которое могло бы быть использовано для изучения еще одного предмета или для написания научного труда.

Так мало-помалу, ей приходиться соответствовать их представлениям, быть отличницей в классе и постоянно участвовать в олимпиадах. При этом, она, конечно же, не будет ходить на дискотеки или собираться с одноклассниками после уроков. И такое поведение можно объяснить только тем, что она сильно боится провиниться перед родителями, потому что любой подросток в 14-16 лет хочет гулять и веселиться вне зависимости от воспитания.

Точно такая же картина будет наблюдаться и во взрослой жизни. Женщина, которую прозывают синим чулком точно будет самым исполнительным сотрудником, который делает все необходимые и даже сверхурочные задания, жертвуя своим свободным временем и даже выходными. Очень часто она может стать преуспевающей бизнес-леди, у которой просто не останется времени на личную жизнь (или, по крайней мере, она будет стараться казаться настолько занятой, а вечерами будет скучать в одиночестве).

Как избавиться от прозвища

Перестать быть синим чулком очень просто и сложно одновременно. Когда приходит понимание того, что в себе пора что-то менять ни в коем случае нельзя бросаться в крайности и в один день менять имидж. Это опять же будет выглядеть несколько нелепо и снова вызовет насмешки со стороны окружающих.

Тут стоит все делать обдуманно и постепенно. Первый шаг – сходить с коллегами на вечеринку. Второй – завести одну-две подруги, научиться общаться. И, самое важное, – перестать воспринимать противоположный пол как вражеский лагерь и подпустить к себе хотя бы одного поклонника.

Так потихоньку придет способность общаться в компаниях. А при регулярном общении с мужчинами, можно наловчиться понимать их и кокетничать с ними.

И никогда не надо думать, что все уже поздно. Пожалуй, самое худшее, что можно сделать для себя самой – это превратиться в постоянно недовольную жизнью особу, которая ругается на всех и вся. Не делайте этого, а лучше займитесь собой и обязательно найдите для себя хобби.

Поэтому не бойтесь меняться. А вместо этого представьте, в какую привлекательную личность вы превратитесь, так как отныне будете сочетать в себе два редчайших качества – ум и красоту. Удачи!

ark.ru, derevo, kalimba, maavi, odddance, sos, tony levin, АХЕ, Адасинский, Аквамарин, Алиса, Ефросинья, ЖЖ, Живые журнальные тигры, Заповедник бумажного тигра, Иноходец, Калугин, Катя Белкина, Коврига, Кто похвалит меня лучше всех, Лена Калагина, Летов, Мурзыкальная шкатулка, Наше радио, Олег Жуковский, Петр Акимов, РЖД, Рояль-Ковчег, Света Дорошева, Сохас, Таиланд, Теле, Терпитерпитер, Уолш, ЧерноеНЕБОбелое, Щука, Яна Клинк, Янка Дягилева, автор, альбомы, анатомия, анимация, асимметрия, бедныя птицы, бесплатная ярмарка, биография, бляблики, братья меньшие, бутлег, буто, важные новости!, видео, визуальное, вокал, гастроли, голосования, графика, грибы, детское, детство-юность, жонглирование, журнанизм, здоровье, индейцы и папуасы, инстаграм, интервью, интересности, кабаре, как вы яхту назовете, каллиграфия, кино, клоуны, коммуны, контртеноры, концерты, красиво умничать, красота, краудфандинг, легенды, ликбез по свету, лимерики, литература, любовь, любофь, мои рецензии, мопед не мой, музыка, на хрена нам война, наши архивы, общество, огонь, одностишия, пантомима, пение, перашки, песни о смерти, писательство, письма, позор, понравилось, порошки, пост №1, прошлое, психология, путешествия, радио, рецензии, рисовалки, секс, смерть, смс не надо, сновидение, статьи, стихи, существа, танец, театр, текущее, телеска и духовка, уличный театр, фольклор, фото, хендмэйд, хиппи, хумор, цирк, человеческая комедия, чужие песни, шансон, шутка, эзотерические песни советской эстрады, эзотерия, экология, эсхатология

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*