admin / 03.05.2019

Трюки на коньках

Плюсы и минусы спорта

Фигурное катание имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта. Во-первых, это зрелище, за которое спортсменам в случае успеха платят большие деньги.

Во-вторых, это престиж и доступ к международному признанию. Другие преимущества:

  1. Развивает грациозность, пластику, держит в хорошей форме.
  2. Входит в олимпийские виды спорта. Это возможность для карьерного роста.
  3. Воспитывает дисциплину, ответственность, целеустремлённость, закаляет характер.
  4. Повышает выносливость организма, скорость реакции, внимательность, силу, ловкость.

Нельзя забывать о том, что этот вид спорта считается одним из самых травмоопасных. В чём ещё его недостатки:

  1. Возможные растяжения, ушибы, переломы, сотрясения мозга.
  2. Большие затраты на экипировку (коньки, одежда, поездки на сборы и соревнования).
  3. Спортивные успехи помолодели, а значит, соревноваться за звание лучшего фигуристу приходится уже в подростковом возрасте — с сильнейшими стрессами.
  4. Крепкая конкуренция.
  5. Колоссальные нагрузки (в минус учёбе).
  6. Простудные и другие заболевания из-за низких температур на тренировках.

Как подобрать экипировку для начинающих

Начиная занятия этим видом спорта, необходимо первым делом обзавестись коньками и одеждой для тренировок. Их следует выбирать тщательно. Критерии выбора:

  1. Фигурные коньки отличаются от других наличием каблука, более выраженными зубцами на передней части лезвий, хорошей фиксацией голеностопа. Коньки надо брать по размеру ноги, чтобы не жали, были удобны. Во время тренировок они примут форму стопы.

Фото 1. Профессиональные коньки для фигурного катания от производителя Jackson. Ботинки продаются без лезвий.

  1. Лучше брать коньки из нержавеющей стали. Она не поддаётся коррозии, служит долго.
  2. Оба конька должны быть симметричны, без посторонних следов (клея, швов, других изъянов).
  3. Цена не может быть очень низкой — это говорит о плохом качестве.
  4. Лучшие коньки — с трёхслойным кожаным верхом и мягкой прослойкой.
  5. Подошва или каблук изготавливаются как из кожи, так и из пластика.
  6. К конькам обязательны чехлы (с указанием имени).

Не менее важна одежда для занятий. Что необходимо приобрести:

  • тёплые штаны;
  • свитер (тёплый, с длинными рукавами), куртку или жилет без капюшона;
  • перчатки (из шерсти) и шапку (лучше на завязках, чтобы хорошо и удобно было фиксировать);
  • колготки, майка, термобелье.

А также понадобится одежда для занятий хореографией:

  • купальник, лосины, чешки — для девочек;
  • штаны, лосины, чешки — для мальчиков.

Для занятий общей физической подготовкой можно иметь лосины, спортивный костюм и кроссовки.

С чего начать уроки фигурного катания: азы для новичков

Для начала фигуристу следует овладеть основами скольжения и падения, и лишь затем осваивать более сложные элементы.

Основы техники падения

Техника падения включает в себя понимание — как верно упасть, чтобы не травмироваться. При падении необходимо согнуть ноги в коленях и расслабиться.

Фиксировать момент падения получится не сразу. Но научиться падать можно только делая это. После падения рекомендуется быстрее подняться — сместить центр тяжести вбок, опереться руками об лёд, встать из положения «сидя».

По негласным правилам, если упавший фигурист лежит на льду — он серьёзно травмирован. В других случаях нужно вставать, не задерживаясь и привыкать к технике падения.

Расслабление коленей

Навык, которым следует овладеть начинающими фигуристу — это расслабление коленей. Это позволит легко скользить по льду, двигаться вперёд. Специальные упражнения для расслабления помогают фигуристу разработать умение расслаблять определённые мышцы и создавать подвижность суставов.

Это умение важно, так как большинство основных элементов происходит из позиции «ноги согнуты». Гибкость и упругость мышц даёт фигуристу свободу действий, тогда как перенапряжение мышц, их скованность приводит к серьёзным травмам. Предварительные упражнения по расслаблению коленей выполняют как на льду, так и вне его.

Движение вперёд на коньках

Для движения вперёд нужно поставить ноги параллельно, согнуть их в коленях, прижав правый конёк плотно ко льду, оттолкнуться и постараться скользить на левой ноге как можно дольше.

После того как была подтянута вторая нога, вновь делается толчок и скольжение продолжается. Это следующее умение, которое должен освоить новичок.

Внимание! Сгибать колено надо до толчка, а не после него. Опорной ногой считается та, какой совершается толчок.

Торможение

Техника торможения для новичков называется «плуг». Для её освоения нужно развить скорость, скользить вперёд, держа ноги параллельно друг другу, а затем сильно согнуть колени, податься корпусом назад, и поставить ноги носками внутрь, держа их на том же расстоянии, что и во время скольжения.

При таком упражнении важно задействовать мышцы бёдер и держать центр тяжести, чтобы не упасть. Можно тормозить одной ногой, совершая те же действия, но выдвинув другую ногу немного вперёд и поворачиваясь боком по направлению к движению.

Поворот

Дальше новичок может освоить поворот. Самый простой поворот в фигурном катании заключается в переходе с внутреннего ребра одной ноги вперёд на внутреннее ребро другой — назад. Его делают на быстрой скорости, но изучают, медленно скользя по льду. Ноги при этом согнуты в коленях, права рука и плечо занесены чуть вперёд.

Фото 2. Схема поворота направо и налево на фигурных коньках. Красным цветом указана правая нога, синим — левая.

Левая нога поворачивается на 90 градусов к опорной, чтобы пятка оказалась напротив подъёма правого ботинка. На неё переступают. Плечи разворачиваются вдоль линии движения. Центр тяжести переносится на опорную ногу.

Справка. В процессе обучения требуется делать прыжки и повороты в обоих направлениях, но большинство спортсменов выполняют их в одном.

Вращения

Новичку рекомендуется выбирать одно направление для освоения вращения. Ноги расставлены, левый носок на льду, голова и плечи поворачиваются вправо — это замах. Затем руки и плечи разворачиваются влево, описывается круг правой ногой, и она ставится рядом с левой на весь конёк, руки прижимаются. При такой последовательности действий нужно постараться закрутиться. Вращение состоится, только если руки будут у тела, при отведении их в сторону тело сместится.

Можно осваивать вращение при скольжении. Необходимо левую ногу держать на наружном ребре впереди правой (она на внутреннем).

Резко переносится центр тяжести на левую ногу, сгибается колено и круг делается всё меньше. Тело вертикально ко льду. Радиус кругов уменьшают и тогда состоится вращение.

В этот момент пускают правую ногу по широкому кругу в одной плоскости с левой, затем выпрямляются оба колена, бедро левой ноги подтягивается и фигурист встаёт прямо. Если вращение состоялось, то для большей его скорости нужно прижать руки к телу.

Базовые элементы и трюки, их обозначения

К базовым относятся элементы под названием «пистолетик», «ласточка», приседания и другие. Их фигурист осваивает на начальном этапе, они же входят в основу остальной техники и более сложных трюков.

«Аист»

Фигурист при выполнении этого упражнения скользит на одном коньке. Пятка ноги, которая поднята, боком касается икры опорной ноги. Ступня направлена вниз, бедро находится параллельно льду. Руки разведены по сторонам на уровне плеч. Чтобы войти в скольжение в позе «аист» фигурист разгоняется по прямой.

Приседание

Чтобы освоить это упражнение сначала делают разбег, затем скользят, поставив ноги параллельно. Из такого положения следует глубоко приседать, согнув голеностопы и колени.

Тело подаётся вперёд, голова и спина держатся ровно, руки вытягиваются вперёд на уровне подбородка. Кисти сомкнуты.

Для точного выполнения приседаний сначала осваивают стойку на одной ноге, и приседания без коньков, после этого — на катке, а затем — во время скольжения.

Прыжок из приседа

Это упражнение означает, что спортсмен скользит в приседе. Руки его при этом вытянуты вперёд. Затем фигурист совершает прыжок в направлении вперёд-вверх и вновь возвращается в присед, согнув колени. Руки вытянуты перед атлетом. Предварительные упражнения: прыжки на месте вперёд-вверх с дальнейшим приседанием.

«Пистолетик»

Спортсмен скользит в приседе, но при этом вытягивает перед собой ногу.

Осваивают это упражнение сначала без коньков.

Делаются приседания на одной ноге, при которых другая нога вытягивается вперёд с оттянутым носком.

«Ласточка»

Фигурист скользит на одном коньке. Вторая нога отводится назад — параллельно льду. Носок при этом обращён вниз, вытянут, колени выпрямляются. Спина напряжена, а руки отводятся по сторонам. Предваряют «ласточку» долгие скольжения на согнутой в колене ноге, при которых другая вытянута назад.

Дорожка

Коньки поставлены параллельно, правая рука вытянута вперёд, левая отведена назад. Фигурист отталкивается правой ногой, и при всяком толчке сгибает в колене опорную ногу. Когда толчковая нога подтянута, опорная распрямляется. Тело вертикально, плечи развёрнуты по направлению движения. Дорожку делают и назад, скользя спиной вперёд, правая нога при этом отталкивается с усилием.

Трюки на льду для начинающих

Фигурное катание – завораживающее зрелище. Выполнять различные трюки на льду мечтает каждый любитель катания на коньках. Но большинство людей считает, что элементы на льду невозможно выполнять непрофессионалам, но это не так. Если вы уже уверено стоите на коньках, у вас развиты равновесие и координация, то учитесь выполнять трюки на коньках. Не знаете как? Мы вам расскажем.

Прежде чем приступать к сложным трюкам, вам нужно научиться правильно тормозить на коньках. Это необходимо для того, чтобы подстраховывать себя от столкновений с различными объектами, а также с людьми. Чтобы затормозить правильно, нужно постепенно уменьшать скорость скольжения. Для этого существует несколько простых способов:

  • Резкий поворот под прямым углом. Выполнять его можно как на двух ногах, так и на одной. Важно, чтобы во время торможения ваши ноги были параллельно друг другу;
  • Начните рисовать коньками восьмерку или зигзагообразные линии;
  • Присядьте на корточки, носки сведите друг к другу, а задней частью лезвий упирайтесь в лед. Это позволит вам быстро затормозить.

Повороты и дуги.

Самым простым элементом, который может выполнить начинающий фигурист, является поворот. Для начала научитесь долгое время кататься на одной ноге. Если вы хотите повернуть налево, то вам необходимо выставить вперед правую руку и плечо, корпус при этом наклоняйте к центру. Вы должны как бы лечь на дугу. Далее отталкивайтесь и переступайте ногами, продолжая движение. Левой ногой старайтесь отталкиваться чуть слабее, чтобы поворачивать и продолжать движение по кругу.

Пробежка.

Следующим элементом по сложности считается пробежка. Это сложный поворот. Начинайте делать дугу, если вы хотите сделать пробежку на коньках вправо, то поворачивайте корпус вправо. Левая рука и плечо нужно выставить вперед, корпус тела наклоняйте к центру. Выносите левую ногу вперед. Затем перенесите вес на левую ногу, согнув немного колено. Правой ногой при этом отталкивайте ото льда, а на внутреннем ребре левого конька начинайте скользить. Правую ногу подносите к левой и отталкивайтесь. Таким же образом переставляйте дальше ноги.

Вращения.

Очень красивый элемент в фигурном катании, который будет под силу даже начинающим спортсменам. Прижмите руки к груди, немного присядьте, опираясь на наружное ребро конька. Затем отталкивайтесь ногой в сторону наружного ребра.

Когда у вас получится вращаться на месте, то можно начать тренироваться и учиться выполнять вращение в движении. Для этого начните сначала двигаться в противоположном направлении движения. Опорную ногу немного согните, отталкивайтесь левой ногой и двигайтесь вправо. Опорную ногу начинайте понемногу выпрямлять, затем переносите свой вес тела вперед.

Ласточка.

Если вам хочется удивить друзей и показать им свое мастерство на льду, то научитесь делать ласточку на коньках. Это очень простой трюк на коньках. Необходимо сделать толчок, перенести на одну ногу вес тела и скользить на задней части конька. Затем разводите руки в разные стороны, а вторую ногу отведите назад, колени при этом нужно не сгибать. Когда вы максимально подняли ногу вверх, но можете опустить туловище вперед, прогибая спину. Учитесь выполнять этот трюк на льду на разных ногах.

A—Z

  • CD — Compulsory dance. См. Обязательный танец.
  • FD — Free dance. См. Произвольный танец.
  • FS — Free skating. См. Произвольная программа.
  • GOE — Grade of Execution. Оценка за исполнение элемента от −3 до +3. Например, у флипа отрыв не с того ребра даёт оценку от −2 до −3. Для сложных элементов высоко оценивается даже неудачное (GOE −3) исполнение, для простейших — бонус за GOE +3 может дать не меньше баллов, чем базовая оценка.
  • ISU — International Skating Union. См. Международный союз конькобежцев.
  • LFI, RBO и т. д. — стандартная английская запись дуг фигурного катания. Конёк (Left — левый, Right — правый), направление движения (Forward — вперёд, Backwards — назад), ребро конька (Inside — внутреннее, Outside — наружное). Существует несколько русских нотаций, но из-за запутанности ни одна из них не прижилась.
  • LP — Long programme. См. Произвольная программа.
  • OD — Original dance. См. Оригинальный танец.
  • PB — Personal best, личный рекорд фигуриста.
  • PD — Pattern Dance. См. Обязательный танец.
  • SB — Season best, личный рекорд фигуриста за сезон.
  • SD — Short dance. См. Короткий танец.
  • SOV — Scale of Value, базовая стоимость элемента по таблице.
  • SP — Short programme. См. Короткая программа.

Б

  • Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка в многооборотном прыжке, когда спортсмен не удержался в группировке; в результате он преждевременно «раскрывается» и получается одиночный прыжок.
  • Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.
  • Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.
  • Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.
  • Бести (англ. Besti squat) — «кораблик» при поддержке партнёром с сильным прогибом в коленях. Назван по имени советской фигуристки Натальи Бестемьяновой.
  • Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.
  • Борт — ограждение катка.

В

  • Валлей (Walley jump) — нестандартный вращательный рёберный прыжок, исполняемый «левым» фигуристом с внутреннего ребра правой ноги на внешнее ребро правой же. Нечто среднее между тулупом и риттбергером. Назван в честь американского фигуриста Нейта Уолли.
  • Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.
  • Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)». Одна из простейших комбинаций шагов, подводящее упражнение к перекидному.
  • Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).
  • Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.
  • Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».
  • Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.
  • Выкрюк (counter) — разворот на одной ноге без смены ребра; заход «скобкой», а выход «тройкой».

З

  • Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.
  • Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.
  • Зеркальная пара — спортивная пара, у которой один из партнёров «левый», второй «правый»; они исполняют синхронные элементы в зеркальном отражении.
  • Змейка (wiggle) — одно из простейших упражнений для освоения скольжения на внешнем ребре; ученик едет на двух параллельных коньках, двигая ими влево-вправо. В более сложном варианте — подводящее упражнение к перетяжке, похожему движению на одной ноге.
  • Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).
  • «Зубовный скрежет» — ошибка, когда ученик, вставший на фигурные коньки, например, с хоккейных, задевает зубцом лёд.
  • Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

К

  • Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.
  • Карасик (fish) — езда на двух коньках, поставленных один за другим в одну линию.
  • Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.
  • Кауфман — выброс акселем.
  • Качающаяся либела (illusion spin, windmill spin) — вариант либелы, когда корпус и свободная нога вращаются в наклонной плоскости, качаясь взад-вперёд в такт вращению. Считается вращением в небазовой позиции.
  • Квад (quad, просторечное) — четверной прыжок.
  • Килиан (kilian) — 1) один из обязательных танцев; 2) позиция в парном катании, когда оба партнёра смотрят в одну сторону, дама впереди кавалера.
  • Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.
  • Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.
  • Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.
  • Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.
  • Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.
  • Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.
  • Крокодил — парное вращение, встречная либела.
  • Кроссбильман — то же, что перекрёстный бильман.
  • Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.
  • Крутое ребро (deep edge) — о коньке, наклонённом под острым углом ко льду.
  • Крюк (rocker) — разворот на одной ноге без смены ребра; вход «тройкой», а выход «скобкой».
  • Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

О

  • Обманный шаг — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → выпад (RBO) → выпад (LBI) → подсечка (RBI) → открытый моухок (LFO)».
  • Обязательные фигуры — устаревшая дисциплина фигурного катания, когда спортсмены вычерчивали коньками стандартные фигуры.
  • Обязательный танец (compulsory dance, pattern dance) — устаревшая дисциплина танцевального катания. На каждый сезон ИСУ указывает три стандартных танца, из которых оргкомитет соревнования выбирает один жеребьёвкой.
  • Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).
  • Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.
  • Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом, как у риттбергера, и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.
  • Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.
  • Оригинальный танец — устаревшая дисциплина танцевального катания. ИСУ устанавливает ритм танца; спортсмены вольны выбирать музыку и программу.
  • Основной шаг (basic stroke) — обычный шаг «ёлочкой», применяемый для движения прямо. Довольно некрасив, поэтому в фигурном катании применяется, только чтобы поставить ученика на коньки.
  • Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

П

  • Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.
  • Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.
  • Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.
  • Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.
  • Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.
  • Перекрёстный бильман (cross bielmann) — поза фигуриста, когда поднятая за спину свободная нога удерживается за конёк противоположной рукой.
  • Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.
  • Перетяжка (serpentine, edge pull) — переваливание конька на другое ребро; след получается в виде «змейки». Перетяжка позволяет набирать скорость (хоть и не так эффективно, как при подсечке или беговом шаге).
  • Петля (loop) — 1) Довольно сложный манёвр, когда фигурист на одной ноге едет по самопересекающейся траектории, не меняя ни ребро, ни фронт; 2) то же, что риттбергер.
  • Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.
  • Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.
  • Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.
  • Подсечка (crossover) — несложный шаг, применяемый для набора скорости назад в повороте.
  • Подскок (hop) — прыжок не более чем в половину оборота.
  • Полубильман (half bielmann) — спираль с удерживанием свободной ноги одноимённой рукой.
  • Правило Зайяк — правило, когда тройной прыжок трижды исполнять нельзя; если дважды — хотя бы раз в каскаде или комбинации.
  • Правый фигурист — фигурист, которому удобнее выполнять вращения по часовой стрелке. Таких спортсменов около 15 %.
  • Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.
  • Произвольное катание — обычное одиночное и парное катание, в противовес обязательным фигурам, танцам, синхронному.
  • Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.
  • Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.
  • Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).
  • Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

С

  • Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.
  • Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.
  • Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.
  • Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.
  • Сдвои́ть прыжок — вместо тройного прыжка исполнить двойной.
  • Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.
  • Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.
  • Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.
  • Собачка — то же, что фэн.
  • Совместное вращение — то же, что парное вращение.
  • Специальные фигуры — в фигурном катании конца XIX — начала XX века демонстрация того, на что конькобежец способен (он мог рисовать красивые фигуры или выполнять сложные трюки). Впоследствии преобразовались в произвольную программу.
  • Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.
  • Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.
  • Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.
  • Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Ч

  • Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).
  • Черта (feature). В некоторых элементах (вращениях, поддержках, тодесах, подкрутках) техническая бригада по формальным признакам определяет: требует ли вращение большей силы или гибкости, чем стандартный вариант? Был ли сложный заход? Чем больше таких черт техническая бригада насчитает, тем выше уровень элемента.
  • Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).
  • Чехлы: 1) Пластиковые чехлы, защищающие конёк при выходе на лёд. 2) Матерчатые/вязаные чехлы, натягиваемые на ботинок конька как дополнение к костюму, а также для утепления.
  • Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).
  • Чинян (flying sit spin) — прыжок в волчок вперёд.
  • Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Как научиться делать трюки на коньках

В первую очередь нужно научиться делать повороты. Если обычное скольжение и так называемый «длинный шаг» (некоторое время проехать на одной ноге) освоены, поворотам будет несложно научиться. Начните движение вперед, и когда захотите повернуть, правой ногой оттолкнитесь, подав левую руку и плечо вперед. Корпус будет скручиваться влево. Правая нога сама встанет на лед в нужный момент без труда. После этого продолжайте движение, переступая ногами. Если вы будете толкаться левой ногой слабее, чем правой, вы будете постоянно поворачивать и ехать по кругу.

Перебежка – более сложный способ поворота, в нем участвуют ребра конька. Чтобы сделать перебежку влево, поверните корпус в сторону поворота, выведя правую руку и плечо вперед. Наклоните тело к центру конька, чтобы сделать дугу. После этого правую ногу выносите вперед, пересекая линию движения левой ноги. Согните немного правое колено, чтобы перенести вес на эту ногу. Наружным ребром левого коньках оттолкнитесь от льда. Но нельзя отталкиваться зубцами, иначе вы можете упасть. Начинайте скольжение на внутреннем ребре правого конька – вы не упадете, потому что корпус наклонен к центру окружности. Левую ногу поднесите к правой, оттолкнитесь. Вы начнете ехать на наружном ребре левого конька. Продолжайте переставлять ноги.

Научитесь ездить назад. Встаньте спиной по направлению движения. Поставьте правую ногу под углом (чтобы зубцы смотрели на второй конек) и оттолкнитесь ей назад. Затем совершите то же самое движение левой ногой. Совершайте последовательно толчки, через некоторое время тело научится управлять движением, и вы заскользите назад.

Один из самых сложных элементов фигурного катания для начинающих – вращения. Прижав руки к груди, обопритесь на наружное ребро конька, присядьте немного и оттолкнитесь ногой в сторону этого ребра. Так вы будете вращаться на месте. Когда этот прием будет получаться у вас без труда, переходите к освоению вращения в движении. Перед трюком измените немного направление движения (если вы ехали по часовой стрелке, начните движение против часовой). Ногу, на которую вы будете опираться во время вращения, держите немного согнутой. Сделайте толчок правой ногой и двигайтесь влево. Постепенно выпрямляйте опорную ногу. Чтобы выйти из пируэта, перенесите вес тела немного вперед.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*