admin / 04.05.2019

Виды общения их характеристика

Виды общения и их характеристика

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов (по В.С. Кукушкину, 2003).

По содержанию оно может быть:

§ Материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

§ Кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями).

§ При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

§ Мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

§ Деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

§ Когнитивное общение (обмен знаниями).

§ Иллюстрацией когнитивного и деятелъностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

По целям общение делится на следующие виды:

§ Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей.

§ Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

§ Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, — руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.)

§ Опосредствованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).

§ Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).

§ Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Среди видов общения можно выделить также деловое, личностное, инструментальное, целевое, светское, манипулятивное, примитивное, духовное.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности; Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Кодекс делового общения: принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; принцип качества информации — «не ври»; принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; «умей слушать и понять нужную мысль»; «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; одобрение, согласие: «не порицай другого»; «избегай возражений»; симпатия: «будь доброжелательным, приветливым».

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему.

Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции.

Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, привычки, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником его дополнительной энергии. Приобретая в результате такого общения новые интересы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятелъностное общение совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности человека.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике обретенных с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию их способности к самовоспитанию человека.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностым контактам. Что касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и личностного.

Виды общения

Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.

Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение — не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины — разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные — взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Основные виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен значениями), кондиционный (обмен психическими или физическими состояниями), мотивационным (обмен целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностного (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Во время материального общения субъекты обмениваются продуктами индивидуальной деятельности, которые служат средством удовлетворения их насущных проблем.

Во время кондиционного общения люди совершают взаимовлияние, рассчитанный на то, чтобы привести друг друга к определенному физиологического или психического состояния: например, поднять настроение или наоборот, ухудшить его, возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — осуществить определенное влияние на общее самочувствие .

Мотивационное общения состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям конкретного направления. О таком общения можно говорить, например, когда один человек желает добиться того, чтобы в другой возникло или исчезло какое-то стремление или сложилась определенная установка к действию, то есть актуализировалась некая потребность

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

По целям общения делится на биологическое и социальное (в соответствии с потребностями, которые оно обслуживает).

Биологическое общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма, то есть связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение имеет целью расширение, укрепление межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько отдельных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общения различают непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное) общения. Непосредственное — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются с помощью речи и неречевых средств. Этот вид общения является наиболее полноценным, потому что в его процессе индивиды получат максимальную информацию друг о друге. Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга тем или расстоянием. Для этого общения характерно неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднено.

Также выделяют прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты людей, которые общаются, и их непосредственное взаимовосприятие в самом акте общения (например, телесный контакт, беседа, общение в тех случаях, когда люди видят друг друга и непосредственно реагируют на совместные действия).

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, в переговорах между сторонами конфликта).

По критериям мотивации к общению выделяют желаемое и нежелательное общение. Желательно — вид общения, к которому мы стремимся, которого хотим. Нежелательное — общение, которого человек избегает, уклоняется.

В зависимости от количества людей, которые общаются, выделяют три вида общения: межличностное — общение между двумя-тремя субъектами; личностно-групповое — общение между одним человеком и группой и межгрупповое .

В. Куницына с соавторами своей работы отмечает, что меж- личностное общение должно отвечать следующим критериям:

— В нем участвует небольшое количество людей (чаще всего — группа из 2-3 человек)

— Это непосредственное взаимодействие (его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга; легко осуществляют обратную связь);

— Это личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из участников признает независимость, уникальность своего партнера; принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик .

Согласно содержания и целей видиляють деловое и неделового общения.

Деловое общение присуще участникам общего дела, где существует взаимное стремление к ее успеху, что требует от партнеров координации усилий, доверия и поддержки друг друга. Общее дело сближает ее участников, порождает определенную симпатию между ними, желание помочь друг другу. Профессиональная солидарность повышает оценку, привлекательность общего дела и профессиональной самооценки участников. С нормами делового общения всегда входит и поддержка имеющихся в данной организации традиций и ценностных ориентаций. Важнейшим требованием к этому общению является деловая компетентность партнеров.

Неделового (личностное) общение , напротив, связано с решением внутренних психологических проблем; решением внутреннего конфликта; обсуждением того, что происходит вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д. В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение.

Ритуальное общение имеет целью поддержание связей с социумом, и представление о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленности, неинформативность, бессодержательность, невовлеченности или имела вовлеченность партнеров в общение. Во время такого общения партнер становится необходимым атрибутом. Ритуальным общением не задевает важнейших проблем и интересов человека.

Манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой влияние манипулятора на адресата осуществляется тайно для достижения своих целей, намерений. В это время важно, чтобы адресат считал эти мысли, действия и решения собственными, а не навязанными, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за сделанное по его же указаниям на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, обучения и воспитания).

Во время манипулятшного общения восприятия партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность.

Ученые выделяют четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции, а именно:

1. Тайный характер манипулятивного воздействия обеспечивается многовекторностью воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственной значимости в глазах, изоляция адресата от других людей и т. Д.

2. психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим.

3. Проникновение в психологической сферы адресата проходит через прикосновение к «струн его души», то есть значимых для него переживаний (через невысокий рост, болезнь, полноту), ЕГО гордости за свое происхождение, нетерпимости к определенному типу людей, хобби.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата является имитацией процесса принятия решения им самим.

Гуманистическое общение — личностное общение, которое позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличие этого общения от ритуального и манипулятивного заключается в том, что ожидаемым результатом общения является совместная изменение представлений обоих партнеров, а не поддержка социальных связей или изменение поведения партнеров. К гуманистического общения принадлежит доверительное общение. Это интимное общение, которое может происходить не только между друзьями, но и, например, между пациентом и врачом. Указанное общения как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, которая сообщается собеседнику, а с другой — доверием к партнеру. Начало доверительного общения требует преодоления некоторого психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском.

По критерию временного ограничения общения может быть кратковременным и долговременным. Кратковременное — это вид общения, ограничен во времени. Например, есть люди, основная функция общения которых заключается в четком обмене информацией. Они стараются не допустить, чтобы общение их поглотило. Длительное общение — это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если получают удовольствие от общения как непосредственного и косвенного. Для людей общение является самоцелью в жизни, они склонны к долговременным контактам, им постоянно нужно блокировать свою потребность в получении определенной информации от партнера по общению.

По критерию ориентации на собеседника выделяют межличностное и массовое общение. Межличностное общение — это вид общения, наиболее распространенный в жизни человека, а именно непосредственные общественные связи людей в контексте отношений «субъект-объект» и «субъект-субъект». Массовое общение — это вид общения, «направлен не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации.

По критерию равенства партнеров в межличностном общении выделяют два вида: диалогическое и монологическое.

Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Это общение возможно только тогда, когда выполняются следующие правила взаимоотношений: психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственный актуальный психологическое состояние (соблюдение принципа «здесь и теперь»); использование безоценочном восприятия личности партнера, априорное установка доверия к его намерений; восприятие партнера как равного, что масс право на собственное мнение и решение о включении проблем и нерешенных вопросов в содержание общения, то есть ведения разговора от своего имени (без ссылки на мнения авторов), раскрытия своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Монологическое общение реализуется неравноправных позиций партнеров и является субъект-объектных отношений. Оно может быть императивным и манипуляционным.

Выделяются также вербальное, невербальное и проксимальное общения. Вербальное — это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно богаче, чем все другие виды общения, хотя и не в состоянии их заменить. Невербальное — это общение с использованием неречевых средств. Проксимальным называется общения, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*