admin / 03.05.2019

Влияние толпы на человека

Толпа

Запрос «Охлос» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья. У этого термина существуют и другие значения, см. Толпа (значения). Толпа в Китае.

Толпа́ (скопище, сборище, сходбище, толкотня) — большое скопление, множество сошедшихся вместе людей, а также самая случайная связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом.

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».

Классификация толпы

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

Конвенциональная толпа школьников на Невском проспекте («Алые паруса» 2008).Большое скопление людей в Москве во время «Марша мира» 21 сентября 2014 года.

По степени организации:

  • Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.
  • Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через Интернет.
  • Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

  • Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
  • Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
  • Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
  • Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
  • Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.
    • Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
    • Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
    • Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
    • Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.

Изучение толпы

Историей

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

Психическое состояние индивида в толпе характеризуется резким усилением влияния следующих факторов:

  1. Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
  2. Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
  3. Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
  4. Появление чувства силы и сознания анонимности.

Психология толпы издавна занимала умы мыслителей. Гюстав Лебон в «Психологии народов и масс» характеризовал душу толпы таким образом:

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

Массовая истерия

Массовая истерия — явление в психологии толпы, когда согласно русскому психологу, академику Бехтереву, толпа ведет себя глупее, чем индивидуал, и перестает быть совокупностью разумных существ.

> См. также

  • Давка
  • Стадо
  • Сдерживание толпы
  • Психология толпы

Типы толпы

В своей работе «Коллективное поведение» Г. Блумер предложил выделить четыре типа толпы, а именно:

  1. Случайная толпа

Примеры: уличная толпа, наблюдающая за манекеном в витрине магазина;дорожно-транспортное происшествие, поимка правонарушителя, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д.).

Основные черты:

— существует лишь мгновения

  • очень рыхлая организация, нет единства

  • внимание к объекту временно

  1. Обусловленная толпа

Примеры: зрители захватывающего бейсбольного матча

Основные черты:

  • поведение выражается в установленных и упорядоченных формах

3. Действующая, агрессивная

Примеры: революционные толпы, линчующий сброд

Основные черты:

  • наличие цели, на которую направлена деятельность толпы

  • спонтанна и живет сиюминутным настоящим

  • не является обще­ством или культурной группой

  • выступает неморальной группой

  • не имея никакой совокупно­сти определений или правил для направления своего поведения и действуя на основании порыва, толпа непостоянна, подвержена внушению и безответственна

Действующая толпа способна к насилиям и жестокости. Блумер полагает, что в определенных условиях целая нация может уподобиться действующей толпе, если её представители оказываются поглощенными одним волнующим объектом Взаимное возбуждение благодаря круговой реакции (круговая реакция — основная форма взаимного возбуждения, при которой реакция от 1го индивида воспроизводит возбуждение остальных) достигает столь высокой степени, что все внутренние разногласия отступают. Чтобы остановить действующую толпу, необходимо переключить внимание её членов на разные объекты.

Действующая толпа делится на следующие важные формы:

-сборище,

-восставшая (повстанческая) толпа,

-борющаяся толпа,

-стяжательная толпа (толпа потребителей)

4. Экспрессивная

Примеры: религиозные секты; коллективные танцы; ритуалы;участие в похоронах какой-нибудь знаменитости

Основные черты:

— возбуждение выражается физическим движением как некой формой снятия напряжения, не направлено на цель

— обращенность на самое себя, интровертность

— тенденция экспрессивного поведения становиться ритмичным

Экспрессивная толпа обычно проявляется в коллективных танцах, которые позволяют участникам через переживаемый экстаз получить физическую и эмоциональную разрядку от тревожащих их значений повседневной жизни, влияние которых на время резко падает. При этом возрастает значение собственного Я, от чего индивиды испытывают удовлетворение и наслаждение, радость жизни.

Краткая оценка экспрессивной толпы и действующей

В обеих толпах индивид лишается большей части репертуара своего обычного сознательного поведения и становится уступчивым, податливым в тигле коллективного возбуждения. С разрушением его прежней личностной организации индивид должен развивать новые формы поведения и выкристаллизовать какую-то новую личностную организацию, двигаясь в новых и отличающихся от прежних направлениях. В этом смысле стадное поведение является средством, с помощью которого осуществляется разрушение социальной организации и личностной структуры, и в то же время потенциальным проектом возникновения новых форм поведения и личности. Действующая толпа представляет собой одну из альтернативных линий для такой реорганизации — развитие агрессивного поведения в направлении целенаправленного соци­ального изменения. Мы увидим, что эта линия реорганизации приводит к возникновению политического строя . Экспрессивная толпа представляет собой другую альтернативу — разрядку внутреннего напряжения в поведении, которое имеет тенденцию становиться священным и отмеченным глубоким внутренним чувством. Ее можно рассматривать как приводящую к возникновению религиозного строя поведения.

4.5. Психологические причины влияния толпы на психику человека

Книги, Библиотека » Психология масс » Влияние толпы

© Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис

«»» К началу

В научной литературе специфичные проявления психики человека, попавшего под влияние толпы, объяснялась различными причинами. Основатели психологии толпы Г. Ле Бон, Г. Тард, В. М. Бехтерев подчеркивали определяющую роль подражания, внушения, заражения. Но подражание, внушение и заражение только лишь механизмы преобразований психики, а не причины. Вопрос о том, почему психика человека столь резко реагирует на присутствие множества людей, является принципиально важным.

3. Фрейд, К. Юнг, Г. Ле Бон согласны между собой в том, что, оказавшись в толпе, индивид впадает в эмоциональное состояние, характерное для человека, находящегося на примитивной стадии развития общества. Они исходили из предположения, что групповая психология была первоначальной формой человеческого сознания, и утверждали, что в условиях стресса и толпы эта форма сознания снова выдвигается на передний план. Контакт сознания с первозданным слоем психики выпускает на свободу энергию, дремлющую в обычное время при нормальном состоянии человека. Вырвавшаяся на свободу энергия освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. Фрейд неоднократно подчеркивал переход человека в толпе в первобытное состояние, утрату им культуры.

Обсуждая подобное поведение человека, К. Левин употреблял термин «регрессия». Регрессия относится к примитивизации поведения, «возврату» к менее зрелому состоянию. Регрессия — это распространенный феномен, проявляющийся в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития (93, с. 272). В толпе жизненное пространство человека предельно суживается, и, соответственно, наступает регрессия. Таким образом, психика индивида в толпе подвергается сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», то есть зависимым от окружающего поля. В состоянии регрессии, отмечает С. Московичи, сознание каждого ослабевает. Оно возвращается к состоянию, которое напоминает состояние примитивного человека. Высвобождается субстрат атавистических инстинктов и привычек, составляющий основу группового бессознательного (120, с. 86).

Американский культурный антрополог Э. Бургиньон (Е. Bourguignon) считала, что в толпе у человека возникает измененное состояние сознания (ИСС) (32, с. 405).

Измененные состояния сознания — это многочисленные, разнообразные и часто не осознаваемые человеком состояния, не сводящиеся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу; это состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера.

ИСС изменяют отношение индивида к самому себе, к своему телу чувству тождественности собственного «Я» и восприятию времени, пространства и других людей. Причинами возникновения измененных состояний сознания являются изменения в условиях получения сенсорной информации в различных экстремальных ситуациях. В результате правила восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в ИСС искажаются.

Социально-психологические исследования показывают, что измененные состояния сознания могут возникать под воздействием толпы, находящейся в возбужденном эмоциональном состоянии. При этом человек может впасть в состояние транса, который усиливается звуками барабанов (ритмическая музыка), песнями, танцами, заражением толпы, наркотиками. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость от окружающих психических воздействий.

Э. Фреска и С. Кюльсар подчеркивают, что основная функция изменений сознания заключается в идентификации участников с общностью, что существуют первичные потребности людей в создании и поддержании сообществ. Социальные привязанности облегчают транс (197, с. 505). Таким образом, в культурной антропологии существует объяснение поведение толпы тем, что у людей под влиянием толпы возникают измененные состояния сознания.

По мнению американских ученых, механизмом поведения толпы является деиндивидуализация. Это состояние, при котором человек теряет представление о самом себе как об отдельной личности. Деиндивидуализация приводит к стиранию обычных границ дозволенного, что повышает вероятность импульсивного или девиантного поведения. Вероятность возникновения такого поведения выше в том случае, когда толпа анонимна и возбуждение велико. Деиндивидуализация высвобождает инстинкты, и человек действует так, как никогда бы не поступил, находясь в своем обычном состоянии.

Ф. Оллпорт предложил идею «кольцевой реакции», согласно которой индивид стимулирует своим поведением другого человека в толпе. Он видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает.

А. П. Назаретян придерживается сходного объяснения. Он считает, что в толпе существует эмоциональное кружение, или циркулярная реакция, как взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. В то же время резко снижается коммуникация, то есть контакт между людьми на семантическом уровне. Так происходит эволюционная регрессия, актуализируются низшие, исторически более примитивные пласты психики. Циркулярная реакция не является однозначно негативным феноменом. Она сопровождает любое массовое мероприятие и служит сплочению и мобилизации людей (126).

Т. Ньюком считал, что индивиды настолько «погружаются» в толпу, что теряют чувство идентичности. В этих условиях то, что индивид хочет сделать, и то, что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того как окружающие все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможное правильное поведение. Не остается никакого иного чувства поддержки «Я», кроме ощущения быть оцененным и принятым миром толпы (128, 1984). И.Р. Сушков отмечал, что в толпе происходит деперсонализация восприятия социального мира. Восприятие себя как члена ингруппы (толпы), отличного от членов аутгруппы, снижает восприятие себя как уникального индивида, отличного от членов ингруппы. Деперсонализация приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя как идентичные, взаимозаменяемые категории. Деперсонализация является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма (179).

Особенности психики человека в толпе С. Милгрэм объяснял посредством понятия «перегрузка». Перегрузка обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что система не справляется с ними. При наличии перегрузки начинают действовать процессы адаптации, при которой деформируются исполнение ролей, эволюция социальных норм, когнитивное функционирование. Существует несколько когнитивных реакций на перегрузку. Первая — каждой единице входящей информации уделяется меньше времени. Вторая — пренебрежение информацией, которая не является первоочередной. Третья — перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например на лидера. Четвертая — система блокирует доступ информации уже на самом входе. Пятая — интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров так, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между людьми (112).

«»» Назад Начало Вперед «»»

17. Влияние толпы на личность

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция, резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освещенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

Кто из людей до сих пор пытается доказать свою обособленность от животного мира? Если вы являетесь таким человеком, тогда эта статья вам понравится! Именно «эффект толпы» доказывает принадлежность человека к животному миру. Так что такое эффект толпы?

Помимо некоторых физиологических общих свойств человека и животного, у нас существуют некоторые общие психологические качества. Следует начать с того, что всем известно: поступки человека регулируются его подсознательными процессами, установками, убеждениями, инстинктами и прочим. Сознательные процессы также влияют на человеческую жизнь, но большую часть времени суток человек как бы «спит» в бодрствующем состоянии. И когда человек в очередной раз погружается в «сон», то есть отключается его сознательное контролирование ситуации, в силу вступает бессознательное. И тут-то начинается самое интересное: человек проявляет те же самые повадки, что и дикие животные, при этом исчезают любые моральные и дисциплинарные программы, которые пытается встроить общество каждому человеку с самого рождения.

Итак, вы «уснули» — балом руководит ваше подсознательное! Что оно будет делать, вам уже известно, так как вы проделываете свои действия каждый раз автоматически (это и есть ваши привычки), они уже давно фиксированы и не поддаются осуждению (по крайней мере, лично вами). Будучи в одиночестве, вы еще поступаете более или менее разумно даже на уровне «автомата». Но как только вы выходите в общество, в толпу, то становитесь «одним из баранов».

Не верите? Тогда понаблюдайте за другими людьми в толпе. Вы увидите, что практически все люди выполняют то же самое, что и толпа. Или возьмите свой собственный пример: как вы ведете себя в кругу друзей? Вы можете сказать, что все ваши действия подчинены четко вашему контролю? Когда вам наливают, вы пьете. Когда вам насыпают, вы кушаете. Когда вам говорят, вы слушаете. В толпе вы теряете себя самого, «растворяетесь» и становитесь одним из винтиков группы. Вы делаете то же самое, что и окружающие люди.

Примеров можно привести множество. В любой войне были люди, не готовые положить свою жизнь только ради того, чтобы ублажить прихоти своего государя. Однако из-за того, что они являлись частью толпы, об их интересах никто не заботился. Куда все – туда и вы должны идти.

Компания парней избивает одного человека. Очень редко, но бывает, что находятся участники, не желающие избивать ни в чем неповинного человека (тем более, что бой ведется неравный). Однако из-за того, что такой участник оказался в толпе своих друзей, он обязан поддержать их действия… иначе может сам получить по лицу.

Вы на концерте. Музыка громко играет, на сцену выходят танцевать симпатичные девушки. Кто-то в толпе начинает вызывающе свистеть, его подхватывают то тут, то там. В итоге, вы тоже свистите незнакомым девушкам, когда рядом с вами стоит ваша любимая женщина.

«Эффект толпы» — это яркий показатель того, каким человек является на самом деле. Увидели бы вы себя со стороны, вам бы было стыдно, сказав: «Был бы я один, я бы такого никогда не сделал!». Однако в толпе из вашего подсознания вылезли вся ваша грязь и внутренняя сущность, которая не имеет преград в виде морали и этики. Вы готовы убивать, грабить, разрушать и насиловать, даже если этого на самом деле не хотите. В толпе вам кажется, что вы все можете, – и это действительно так. Вы наконец-то можете сделать все то, на что не способны в одиночку. Так и в природе: все стадные животные подчиняются данному эффекту «Куда все – туда и каждый по отдельности». Вы не считаете себя животным? Значит, вам просто стыдно посмотреть на самого себя со стороны!

«Массе свойственны глупость и легкомыслие,
из за которых она позволяет вести себя куда
угодно, завороженная сладостными звуками
красивых слов и не способная проверить
разумом и познать подлинную суть вещей»
М.Монтень

Легковозбудимая толпа кидается в крайности, это касается и действий, и эмоций. Человек не отдает отчет своим действиям и первоначальные цели или конкретный план, который изначально был запланирован, будет забыт.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое–то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное скопление или толпу.

Толпа – временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения .

Близкое определение дал С.К. Рощин – «с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения».

Появление толпы возможно в местах массового скопления людей. Как правило, это происходит на праздниках, концертах, гуляньях, у стадионов после окончания спортивных матчей.

Пока тысячи людей соблюдают установленный порядок поведения или движутся равномерно по отведенным маршрутам, ситуация относительно безопасна. Но при возникновении какого–то инцидента или препятствия на пути, толпа превращается в источник повышенной опасности для здоровья и жизни человека. Остановить возбужденных людей или управлять их действиями очень трудно. Иногда это практически невозможно.

Частью толпы могут стать не только взрослые, но и дети. В курсе ОБЖ есть такие темы, как «Действия в толпе и при террористических актах», «Правила безопасного поведения в толпе». Но разве достаточно знать только правила поведения в толпе и умение действовать в ней? Чтобы суметь выжить в толпе, нужны не только знания правил, но и практические навыки и умения. Также необходимо формировать у детей состояние готовности к сохранению физического, психического и социального благополучия при действии на них факторов экстремальной ситуации.

Для того, чтобы учащиеся поняли всю значимость проблемы при нахождении в толпе, необходимо проводить тренинги и упражнения на сохранение спокойствия, уравновешенности, самообладания и концентрированности своих действий в толпе. Можно провести уроки–практикумы, уроки–исследования, где учащиеся будут разрабатывать мероприятия по предотвращению последствий от влияния толпы.

Как показывает статистика наибольшее число жертв при возникновении беспорядков и террористических актов наблюдается в местах массового скопления народа. Люди, находясь в толпе, при возникновении экстремальной ситуации подвергают опасности своё здоровье, а в крайней ситуации – и жизнь. Данная тема является актуальной и важной, так как все мы имеем одинаковые интересы и потребности, которые превращают нас в неорганизованное скопление людей.

Знание основных свойств толпы и умение правильно повести себя в критической ситуации — главное, что может противопоставить мыслящий человек умелому провокатору.

Список литературы

  1. Как не стать частью толпы : Режим доступа: http://beautyaround.ru/bez–rubriki/kak–ne–stat–chastyu–tolpyi 19.11.2012 г.
  2. Правила безопасного поведения в толпе : Режим доступа: http://xreferat.ru/8/106–1–pravila–bezopasnogo–povedeniya–v–tolpe.html
  3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Психология толпы. – Москва–Новосибирск, 2001.Режим доступа:http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm
  4. Рощин С. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. – Т.11. – 1990. – №5. – С. 3–9.
  5. Социальная психология : Понятие толпы. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tolpa.html

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*