admin / 03.05.2019

Зеленый цвет в геральдике

Геральдические цвета — тинктуры

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Эмали

Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. В итоге остались следующие основные цвета эмалей: красный (Червлёнь), синий (Лазурь), черный (Чернь), зеленый (Зелень) и фиолетовый (Пурпур)

Лазурь
(все оттенки синего и голубого цветов).

Синий — целомудрие, честность, верность и

безупречность.

RGB-цвета:

R=0, G=0, B=255

Червлёнь
(все оттенки красного).

Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие.

RGB-цвета:

R=255, G=0, B=0

Зелень
(все оттенки зелёного цвета).

Зеленый — надежда, изобилие, свобода и радость.

RGB-цвета:

R=0, G=255, B=0

Пурпур
(фиолетовый, холодно-малиновый, сиреневый и цвет запёкшейся крови).

Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

RGB-цвета:

R=255, G=0, B=255

Чернь
(чёрный или тёмно-серый цвет).

Черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях.

RGB-цвета:

R=0, G=0, B=0

Металлы

Металлические тинктуры
Золото и серебро. Их изображают белым и жёлтым цветами.

Золото RGB-цвета: R=255, G=255, B=0 Серебро RGB-цвета: R=255, G=255, B=255

Меха

Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных, при этом в геральдике традиционно нашли применение только два — горностаевый и беличий.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось.

Беличий мех. Чаще всего использовался натуральный мех голубой (серой) белки. Обычай пришёл в средневековье и в геральдику от древних германцев, чьи боевые щиты покрывались мехами. Особенность расцветки изделий из белки заключалась в чередовании серо-голубого и белого меха, так как шкурки сшивались, образуя чередование окраса спины и брюшка названого пушного зверька. Также весьма часто дорогой мех заменялся вырезками из дешёвой материи (сукно), в виде шашек, ромбов, фестонов и т. д.

«Правило тинктур»

Не помещать финифть (эмаль) на финифть (эмаль), а металл на металл

Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. Да и при изготовлении современных гербов с испольованием эмалей необходима металлическая перегородка толщиной до 0,3 мм между эмалями разного цвета.

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.

Шаблоны векторных изображений элементов фамильного герба

Щит * Деление щита * Шлем * Корона * Нашлемник с бурелетом * Намет * Девизные ленты * Негеральдические фигуры * Расположение негеральдических фигур * Щитодержатели * Почётные геральдические фигуры * Простые геральдические фигуры

>Тинктуры

Эта статья — о геральдике. О лекарственной форме см. настойка (лекарственная форма).

Тинкту́ры — название красок и покрытий гербовых тел в геральдике.

Особенности и правила

В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.

Один из важнейших принципов геральдики (т. н. правило тинктур): не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (фр. enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалимского королевства с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.

Тинктуры разделяются на естественные и искусственные: к первым, например, относится покрытие части человеческого тела, изображённой в гербе естественным цветом, а также, порой, меха. К искусственным тинктурам причислены металлы и финифти. Если цвет гербового тела совпадает с его прототипом, например — чёрная собака, то в этом случае естественный и искусственный цвета почитается за один. Допускается наложение на гербовые тела тинктур, отличных от их подлинников. Например, зелёный лев, золотой осёл и т. д. Полутона и оттенки геральдикой отвергаются.

Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем, может являться гербом. Так, например:

  • золотой щит — герб немецкого рода Боссенштейн;
  • серебряный щит — герб польского рода Биельских;
  • червлёный щит — герб безымянного поэта-рыцаря, упоминаемого цюрихским «Манесским кодексом» (XIV век);
  • зелёный щит — герб испанского рода Прадо;
  • чёрный щит — герб французского рода Gournay;
  • синий щит — герб французского рода de Barge.

Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати, его лёгкого запоминания и узнаваемости.

В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании герба (блазоне) тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.

Классические тинктуры и их символика

Согласно теории, «символика, место и применение цвета постоянны, интернациональны и могут интерпретироваться лишь строго определенным образом». На практике же происходит изменение интерпретации тинктур в связи с религиозными, этнографическими, историческими, национальными и политическими особенностями стран и регионов. Например, черный цвет, символизирующий траур в большинстве гербовых систем, в Германии ассоциируется с доблестью предков.

К каждому гербовому цвету давалось соответствие между стихиями, металлами, драгоценными камнями, планетами, и т. д. В геральдике Франции и Англии тинктуры до сих пор имеют несколько различных наименований и толкований, сообразно дворянскому разряду лица, которому принадлежит герб.

О символике цвета, в том числе и гербовой, наиболее авторитетно писали Cardanus (ум. 1576), Пьер д’Арль (Pierre d’Arles, «Sympathia septem metallorum et septem selectorum lapidum ad planetas»), Коломбьер, Варенн, Ле П. Ансельм (Le P. Anselme, «Palais d’honneur», Париж, 1686).

Классические металлы

Русское название Французское/английское название Цвет Шраффировка
Зо́лото Or все оттенки жёлтого
Серебро́ Argent все оттенки белого и светло-серого цветов

Классические финифти (эмали)

Русское название Французское/английское название Цвет Шраффировка
Че́рвлень Gueules/Gules все оттенки красного
Лазу́рь Azur/Azure все оттенки синего и голубого цветов
Зе́лень Vert все оттенки зелёного цвета
Чернь Sable чёрный или тёмно-серый цвет
Пу́рпур Pourpre/Purpure фиолетовый, холодно-малиновый,
сиреневый и цвет запёкшейся крови

Смысл существования геральдических эмалей состоял в их противопоставлении геральдическим металлам, то есть белому и жёлтому цветам (серебру и золоту), с учётом правила неналожения. Цвету придавали символическое значение, причём толкований было великое множество. Наиболее распространенные перечислил французский геральдист XVII века П. Асельм:

Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро символизирует чистоту, надежду, справдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие; черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях; синий — целомудрие, честность, верность и безупречность; зеленый — надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Есть и другие определения: красное поле — кровь, пролитая за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговая трава, черное — мрак, печаль.

Символика тинктур

Одна из возможных трактовок символики геральдических цветов приведена в книге французского автора, масона Жерара де Сорваля «Потайной язык герба»:

Тинктуры серебро
(белый)
чернь
(чёрный)
червлень
(красный)
лазурь
(синий)
золото
(жёлтый)
зелень
(зелёный)
пурпур
(фиолетовый)
Небесные светила
и боги
Луна
Артемида
Сатурн
Сатурн
Марс
Марс
Юпитер
Юпитер
Солнце
Аполлон
Венера
Венера
Меркурий
Меркурий
Знаки зодиака Рыбы
Водолей
Козерог
Весы
Овен
Скорпион
Дева
Близнецы
Лев Телец
Рак
Овен
Стрелец
Металлы серебро свинец железо олово золото медь ртуть
Драгоценные камни жемчуг чёрный жемчуг
алмаз
обсидиан
рубин сапфир хризолит
топаз
изумруд гранат
аметист
Стихии вода земля огонь воздух эфир
Стороны света запад север юг восток центр надир зенит
Дни недели понедельник суббота вторник четверг воскресенье пятница среда
Времена года зима осень лето весна
Темпераменты флегматик меланхолик холерик сангвиник
Возраст человека детский дряхлый подростковый старейшина взрослый юношеский мальчиковый
Душевные черты воображение память чувства разум воля сознание интеллект
Семь свободных искусств грамматика риторика диалектика
(логика)
арифметика геометрия музыка астрономия
Мирские добродетели чистота смирение щедрость правдивость благородство
знатность
терпение великодушие
Главные и религиозные
добродетели
благоразумие умеренность мужество справедливость вера надежда любовь
Смертные грехи уныние
(лень)
похоть
чревоугодие
гнев алчность ложь зависть гордыня
Величайшие блага
(ступени познания)
богобоязненность благочестие сила наука совет разум мудрость
Таинства крещение исповедь соборование миропомазание причастие венчание рукоположение
Стадии Великого делания дистилляция кальцинация гниение солюция коагуляция вивификация проекция
мультипликация
Сфирот (Древо Жизни) Малхут
(царство)
Йесод
(основа)
Ход
(слава)
Нецах
(победа)
Тиферет
(красота)
Гвура
(сила)
Хесед
(милость)

Дополнительные тинктуры

В западноевропейской (в основном в английской) геральдике есть, помимо классических, также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey, Sanguine и прочие, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.

Стандартные английские финифти (эмали)

Русское название Французское/английское название Шраффировка Примечание
Оранжевый Orange Оранжевый цвет присущ только английской геральдике. Изображается вертикальными пунктирными линиями. Может отождествляться с краснобуро-оранжевым.
Коричневый Brunatre (Tenne) / Brown (Tawny) Показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный.

Прочие западноевропейские финифти (эмали)

Русское название Французское/английское название Шраффировка Примечание
Краснобуро-оранжевый Tenne Показывается пересекающимися диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь, (или диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный). Может отождествляться с коричневым.
Багрово-пурпурный Murrey Показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами.
Тёмно-кровяной Sanguine Показывается пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь, и диагональными линиями справа, как зелень. Может отождествляться с багрово-пурпурным.
Небесно-голубой Bleu-celeste В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с лазурью.
Пепельно-серый Cendree
Розовый Rose В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с пурпуром.

Эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, «натуральные цвета». В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная. В классической геральдике действует принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры. Использование этих нестандартных цветов нежелательно.

Дополнительные металлы

Польская шраффировка стали

В геральдике некоторых стран присутствуют дополнительные металлы. Так в польской геральдике встречается сталь, а в канадской — медь.

История

Некоторые исследователи проводили зависимость между употреблением основных цветов в средневековой турнирной геральдике и применением таковых же у римлян и византийцев в цирковых играх, где партии соперников различались цветами своих одежд. Подобные игры вошли в обычай также в римских провинциях.

Согласно трактату «L’arbre des batailles», времен французского короля Карла V (XIV в.) изначально в геральдике использовались лишь четыре цвета: красный, синий, белый и черный. Вскоре прибавились зеленый, желтый (золотой), и пурпурный, а в английских гербах, кроме того, появился оранжевый. В связи с распространением обычая украшения щитов золотом и серебром, около 1400 года утвердилось разделение тинктур на благородные металлы и финифти. Белый и жёлтый, заменявшие металлы, как самостоятельные цвета более не именовались.

Изучение частоты использования цветов и металлов во Франции показало, что, если в средневековье преобладающим цветом считался красный, то начиная с XIII века происходил стабильный рост в употреблении на гербах синего цвета, который в XVII веке стал первенствовать за счёт применения его в гербах простолюдинов-ротюрье (хотя в гербах знати доминирующим остался красный). Сегодня синий остаётся предпочтительным цветом в европейской геральдике, оставляя прочие тинктуры далеко позади, хотя в Древнем Риме он считался «варварским», а в эпоху царствования Карла Великого никакой представитель знати не позволил бы себе появиться прилюдно в одежде синего цвета, так как она обычно предназначалась для будней. Синий стал восприниматься как изысканный только во времена Людовика Святого. Самым редким цветом в геральдике (из основных) во все времена являлся зелёный.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*